Найти тему
DL24 | История авто

Что находится под припоем на боковине ГАЗ-21 (фото с комментариями)

Частично сплавили припой с кузова ГАЗ-21 1961 г/в, при этом вскрылись практически все заводские швы боковины - получилось очень наглядное дополнение к статьям про использование припоя на старых кузовах. С которыми я настоятельно рекомендую ознакомиться для понимания, что здесь вообще происходит, если вы этого ещё не сделали, особенно с ч. 2 и ч. 3.

Кузов от автомобиля-донора без документов, крыша раздавлена снегом, в общем - он в любом случае идёт в распил под заплатки для лучше сохранившихся экземпляров, жалеть машину не надо.

Фото сгруппированы по принципу "до — после". На фотографиях со сплавленным припоем сделаны пояснительные отметки красным. Стрелочки указывают на сварочные швы и стыки, линии — границы отдельных кузовных панелей.

Сначала проём передней двери:

Проём передней двери, стойка лобового стекла: состояние "до".
Проём передней двери, стойка лобового стекла: состояние "до".
Начало удаления припоя. Обнажился  шов сварки (скорее всего, ручной дуговой) между стойкой и рейкой крыши,  а также какой-то винт или шуруп неизвестного происхождения (вероятно,  им фиксировали детали в кондукторе при сварке, но это не точно). Этот  шов идёт и через водостоки крыши.
Начало удаления припоя. Обнажился шов сварки (скорее всего, ручной дуговой) между стойкой и рейкой крыши, а также какой-то винт или шуруп неизвестного происхождения (вероятно, им фиксировали детали в кондукторе при сварке, но это не точно). Этот шов идёт и через водостоки крыши.
Место перегиба стойки крупным планом. Отверстие осталось от шурупа накладки экспортного хрома.
Место перегиба стойки крупным планом. Отверстие осталось от шурупа накладки экспортного хрома.
Шов точечной сварки, которым рамка лобового стекла приварена к стойке. Эта фотография даёт общее представление о толщине слоя припоя в самом, так сказать, "жирном" месте (около 2 мм). Иначе выровнять поверхность, образованную двумя сваренными внахлёст деталями, было бы попросту невозможно.
Шов точечной сварки, которым рамка лобового стекла приварена к стойке. Эта фотография даёт общее представление о толщине слоя припоя в самом, так сказать, "жирном" месте (около 2 мм). Иначе выровнять поверхность, образованную двумя сваренными внахлёст деталями, было бы попросту невозможно.
Это же место с полностью сплавленным припоем. Начал обнажаться тот самый выполненный внахлёст шов.
Это же место с полностью сплавленным припоем. Начал обнажаться тот самый выполненный внахлёст шов.

Дальше спускаемся ниже по стойке:

Середина  стойки, состояние "до". Хорошо видно примерно посередине фото место  плавного перехода от неопаянной части стойки (справа на фото) к покрытой  припоем (слева на фото). Так как этот автомобиль так называемый  экспортный, у него один из швов на стойке закрывается хромированной  накладкой, и его не пропаивали с пристрастием, всё равно видно не будет.
Середина стойки, состояние "до". Хорошо видно примерно посередине фото место плавного перехода от неопаянной части стойки (справа на фото) к покрытой припоем (слева на фото). Так как этот автомобиль так называемый экспортный, у него один из швов на стойке закрывается хромированной накладкой, и его не пропаивали с пристрастием, всё равно видно не будет.
Швы  на стойке с полностью сплавленным припоем. Думаю, пояснений не  требуется. Наружный (верхний на фото) шов выполнен точечной сваркой,  внутренний (нижний) — кажется, ручной дуговой прерывистым швом (да  пистолетом с клещами для точечной тут вряд ли подлезешь).
Швы на стойке с полностью сплавленным припоем. Думаю, пояснений не требуется. Наружный (верхний на фото) шов выполнен точечной сваркой, внутренний (нижний) — кажется, ручной дуговой прерывистым швом (да пистолетом с клещами для точечной тут вряд ли подлезешь).
Нижняя часть стойки и место в районе верхней петли двери, состояние до.
Нижняя часть стойки и место в районе верхней петли двери, состояние до.
Границу, до которой нанесён припой, видно даже до начала его удаления.
Границу, до которой нанесён припой, видно даже до начала его удаления.
Нижняя часть стойки без припоя.
Нижняя часть стойки без припоя.

Переходим к центральной стойке:

Центральная стойка, состояние "до".
Центральная стойка, состояние "до".
Начинает обнажаться первый шов — между центральной стойкой кузова и рейкой крыши.
Начинает обнажаться первый шов — между центральной стойкой кузова и рейкой крыши.
Первый  и второй швы на центральной стойке. Первый — между самой стойкой и  Т-образным элементом, примыкающим к рейке крыши. Второй — между  внутренней и внешней частями стойки. Аналогичные швы есть и внизу  стойки, в месте её соединения с порогом.
Первый и второй швы на центральной стойке. Первый — между самой стойкой и Т-образным элементом, примыкающим к рейке крыши. Второй — между внутренней и внешней частями стойки. Аналогичные швы есть и внизу стойки, в месте её соединения с порогом.
Крупный план швов на центральной стойке с пометками. Отлично видны точки сварки (углубления).
Крупный план швов на центральной стойке с пометками. Отлично видны точки сварки (углубления).

Теперь переходим к проёму задних дверей:

Начать я решил с закатов, так как про них обычно пишут, что на них много олова. Прочерченная линия —  это моё предположение о расположении шва (так он расположен на ГАЗ-21  третьей серии). Не оправдалось, на ранних машинах шва там нет. И  соответственно — припоя нет.
Начать я решил с закатов, так как про них обычно пишут, что на них много олова. Прочерченная линия — это моё предположение о расположении шва (так он расположен на ГАЗ-21 третьей серии). Не оправдалось, на ранних машинах шва там нет. И соответственно — припоя нет.
Снизу  на закате виден шов, он не замаскирован. Припой в нём был, но очень  мало, т.е. его скорее всего герметизировали пайкой, но декор наводить не  стали.
Снизу на закате виден шов, он не замаскирован. Припой в нём был, но очень мало, т.е. его скорее всего герметизировали пайкой, но декор наводить не стали.
-17
Припоя там была буквально капелька, и ещё немного внизу над порогом.
Припоя там была буквально капелька, и ещё немного внизу над порогом.
Продолжение шва вдоль заката, стык оставлен без опайки.
Продолжение шва вдоль заката, стык оставлен без опайки.
Стали подниматься выше, но нигде в проёме припоя не нашли кроме этого места. Зато уж тут его было довольно много. Не стали сплавлять  весь припой, но там тоже расположен шов между частями боковины, образующими заднюю часть проёма.
Стали подниматься выше, но нигде в проёме припоя не нашли кроме этого места. Зато уж тут его было довольно много. Не стали сплавлять весь припой, но там тоже расположен шов между частями боковины, образующими заднюю часть проёма.
То же место крупным планом. Обращаю внимание, что присутствует коррозия шва. "Виновато" ли в этом именно олово - вопрос.
То же место крупным планом. Обращаю внимание, что присутствует коррозия шва. "Виновато" ли в этом именно олово - вопрос.
Ну,  и вот здесь вдоль всей задней стойки идёт такой же шов, как и на  центральной стойке — он полностью аналогичен уже показанным, так что не стали его вскрывать "до победного конца".
Ну, и вот здесь вдоль всей задней стойки идёт такой же шов, как и на центральной стойке — он полностью аналогичен уже показанным, так что не стали его вскрывать "до победного конца".
На остальном закате припоя нет — только жёлтый заводской глифталевый грунт, который наносился сразу после фосфатирования и имеет такую адгезию к металлу, что не особо удаляется даже стамеской.
На остальном закате припоя нет — только жёлтый заводской глифталевый грунт, который наносился сразу после фосфатирования и имеет такую адгезию к металлу, что не особо удаляется даже стамеской.

Наконец, последний из основных швов боковины:

Шов на задней стойке в месте, где скальп крыши  приварен к треугольной части образующей проём двери рейки крыши. Как бы продолжает водосток. Часто думают, что это вмятина аварийного  происхождения, но это именно шов, и он есть на всех машинах.
Шов на задней стойке в месте, где скальп крыши приварен к треугольной части образующей проём двери рейки крыши. Как бы продолжает водосток. Часто думают, что это вмятина аварийного происхождения, но это именно шов, и он есть на всех машинах.
Хорошо видно, что это тоже именно шов, судя по всему — сплошной шов, выполненный ручной дуговой сваркой.
Хорошо видно, что это тоже именно шов, судя по всему — сплошной шов, выполненный ручной дуговой сваркой.

Бонусные фото:

Выполненный точечной сваркой внахлёст шов внутри переднего крыла ГАЗ-21.
Выполненный точечной сваркой внахлёст шов внутри переднего крыла ГАЗ-21.
Тот  же шов после пескоструйной обработки. На крыльях и прочей деликатной  кузовщине мы песочим только швы, рёбра, фланцы и торцы, причём очень  бережно. На плоскостях песок не используем, их поведёт !
Тот же шов после пескоструйной обработки. На крыльях и прочей деликатной кузовщине мы песочим только швы, рёбра, фланцы и торцы, причём очень бережно. На плоскостях песок не используем, их поведёт !
Одна из немногих вещей на заводской кузовщине этих машин, которая действительно подпадает под определение дефекта штамповки: небольшие волны металла на внутренней панели задней двери  ГАЗ-21 1967 года. И они-то как раз никаким припоем не выровнены (вопреки мифу). Напомню уже сказанное в статьях: эта  панель штампуется с близкой к предельной вытяжкой металла и не является  лицевой, так что мелкие дефекты, видимо, считались допустимыми. Такие же дефекты - не редкость и на автомобилях иностранного производства тех лет.
Одна из немногих вещей на заводской кузовщине этих машин, которая действительно подпадает под определение дефекта штамповки: небольшие волны металла на внутренней панели задней двери ГАЗ-21 1967 года. И они-то как раз никаким припоем не выровнены (вопреки мифу). Напомню уже сказанное в статьях: эта панель штампуется с близкой к предельной вытяжкой металла и не является лицевой, так что мелкие дефекты, видимо, считались допустимыми. Такие же дефекты - не редкость и на автомобилях иностранного производства тех лет.
А  это — уже другая эпоха, другое решения тех же проблем. Переднее крыло ГАЗ-24 тоже  сварено из нескольких частей (причём уже точечной сваркой за отбортовки  панелей, а не внахлёст - более прогрессивная, но и требующая большей точности штамповки технология). Но шов между ними просто расположили так, что на собранной машине он закрыт накладкой (т.н. "очком фары") и снаружи не виден.
А это — уже другая эпоха, другое решения тех же проблем. Переднее крыло ГАЗ-24 тоже сварено из нескольких частей (причём уже точечной сваркой за отбортовки панелей, а не внахлёст - более прогрессивная, но и требующая большей точности штамповки технология). Но шов между ними просто расположили так, что на собранной машине он закрыт накладкой (т.н. "очком фары") и снаружи не виден.

Как видно — все места с припоем, обнаруженные нами на боковине, это сварочные швы и стыки между отдельными частями боковины. Не зная о том, что боковина ранней "Волги" ГАЗ-21 вся составлена "из кусочков", можно и не догадываться об их наличии.

Общее количество (массу) припоя мы не измеряли, так как он стекал довольно хаотично и собирать его для взвешивания не представлялось возможным, но его там довольно прилично - слой местами до 2 мм. Хотя на самом деле припоя оказалось меньше, чем я ожидал — например на "закатах", которые у "Победы" опаивались очень обильно, тут его уже практически нет.

Разумеется, зная, что все швы всё равно будут опаиваться, об их эстетике никто особо не задумывался. Если бы швы в проёмах оставались бы на показ, как на том же "Москвиче", их бы ещё на этапе проектирования постарались бы сделать более аккуратными.

На наружных панелях, например — на дверях в районе торцов, где в теории им могли корректировать зазоры, припой мы также поискали, но ничего больше не нашлось, так что если он там и есть - то очень локализовано.

-30

В качестве небольшой исторической справки - примерно в том же 1961 году (а фактически - несколько позже) завод перешёл с боковины этого типа (цельносварной) на цельноштампованную, у которой большей части этих швов уже не было. По сути, кузова ранней "Волги" ГАЗ-21 и поздней (после 1961 года) имели очень разную конструкцию и технологию изготовления.

С ноября 1962 года в связи с этим на большей части кузовов также отказались от обработки швов припоем, поскольку немногочисленные оставшиеся на цельноштампованной боковине швы были выполнены таким образом, что не требовали пайки для достижения приемлемого внешнего вида.