Продолжаем рассматривать вопросы, связанные с нумерацией грузовых вагонов на железнодорожном пространстве бывшего СССР.
Дело в том, что, несмотря на то, что Советского Союза не существует уже почти 30 лет, а железные дороги в республиках бывшего СССР стали самостоятельными и отдельными, сохраняется много общих стандартов и правил, включая систему нумерации грузовых вагонов. Но тем не менее, кое-какие изменения были введены.
Предлагаю для начала внимательно обратить внимание на фотографию данной модели платформы РЖД, выпущенной фирмой "Пересвет" в типоразмере Н0.
Как видно из фотографии, помимо номера вагона 94491784 в квадратных скобках стоит цифра 20, т.е. номер вагона выглядит следующим образом: 94491784 [20].
Еще одна модель платформы РЖД, на этот раз уже в типоразмере ТТ, также изготовленная фирмой "Пересвет".
На вагоне мы вновь можем увидеть номер 44414837 [20].
Теперь посмотрим, как это выглядит на настоящих грузовых вагонах. Следует обратить внимание, что дополнительные двухзначные цифры могут стоять рядом с номером вагона как в скобках, так и существенно ниже без скобок.
Подобного не было на вагонах МПС СССР, поскольку была единая железная дорога, после распада СССР дополнительно были введены коды железнодорожных администраций стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, согласно которым обозначаются вагоны, принадлежащие разным хозяйствующим субъектам в разных странах. Данная система международная, свои номера имеют железные дороги не только стран бывшего СССР, но и большинства иных государства. Но в данном случае нас интересуют какие коды получили железные дороги бывшего СССР.
Кодировка из двух цифр для стран СНГ и Балтии следующая:
Азербайджанская государственная железная дорога 57.
Армянская железная дорога 58.
Белорусская железная дорога 21.
Грузинская железная дорога 28.
Казахская железная дорога 27.
Киргизские железные дороги 59.
Латвийская железная дорога 25.
Литовская железная дорога 24.
Молдавская железная дорога 23.
Российские железные дороги 20.
Таджикская железная дорога 66.
Туркменская железная дорога 67.
Узбекская железная дорога 29.
Украинские железные дороги 22.
Эстонская железная дорога 26.
Вот собственно и все, зная эти цифры можно определить государственную принадлежность железных дорог колеи 1520 мм, исключая Финляндию (там правда колея 1524 мм, код 10) и Монголию (код 31).
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет" через Яндекс-поиск.
Другие статьи по теме:
О нумерации вагонов. В помощь моделистам и коллекционерам. Часть 2. Система с 1984 года
О нумерации вагонов. В помощь моделистам и коллекционерам. Часть 1 (система 1963 года)
Фотографии модели автомотрисы АС-01. Н0