Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Как журнал «Искусство кино» разоблачал врагов советской кинематографии, включая ее начальника - Бориса Шумяцкого

Журналист и сценарист Константин Юков (1902-1938) был главным редактором журнала «Искусство кино» с 1934 по 1937 год.

В своей статье «Именем народа» (Юков К. Именем народа // Искусство кино. 1937. № 2 С. 5-6) он активно разоблачал «врагов народа».

Однако вскоре врагом народа был объявлен и сам К. Юков: последний номер журнала «Искусство кино» под его редакторством вышел в мае 1937 года (с июня 1937 по декабрь 1937 ответственным редактором издания был Н. Семенов). 3 февраля 1938 года К. Юков был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной деятельности и приговорён к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 7 сентября 1938 года.

-2

Первый номер журнала «Искусство кино» должен был выйти из печати в конце января 1938 года. Однако, судя по выходным данным № 1 за 1938 год, он был хотя и сдан в набор 4 января 1938 года, но потом был задержан с выпуском и подписан к печати только 3 марта 1938 года.

Борис Шумяцкий (1886-1938)
Борис Шумяцкий (1886-1938)

Итак, в первом номере журнала «Искусство кино» за 1938 год появилась редакционная статья «Задачи журнала» (Искусство кино. 1938. № 1. С. 12), в которой новое руководство этого издания обвинило во вредительской деятельности как верхушку советской кинематографии (18 января 1938 года был арестован начальника ГУК - Главного управления кинематографии Борис Шумяцкий, он был расстрелян 29.07.1938), так и прежний редакционный курс. Главным редактором журнала "Искусство кино" в 1938 году был назначен журналист Арон Митлин (1902-1941).

Приведу текст статьи "Задачи журнала" полностью:

«Разоблаченное вредительское руководство ГУК сдела­ло немало для того, чтобы затормозить развитие совет­ского кино. Наряду с очковтирательскими проектами «Советского Голливуда», оно пропагандировало теорию «пределов мощности существующей производственной базы, искусственно занижало производственные планы и ставило мастеров советского кино в такие условия, что и эта заниженная программа не выполнялась; оно вся­чески боролось против создания здоровой творческой среды и всячески насаждало беспринципную групповщи­ну, подхалимство и протекционизм; оно затирало моло­дые творческие кадры; до такой степени разрушило сце­нарную работу, что был искусственно создан сценарный «голод», а лучшие наши кинодраматурги вынуждены бы­ли переходить на работу в другие области художествен­ного творчества; оно зажимало всякую здоровую крити­ку, противопоставляя ей свои групповые оценки творче­ства отдельных мастеров и конкретных произведений. В теории оно культивировало буржуазное реставраторство.

Как боролась наша кинематографическая печать и в частности журнал «Искусство кино» с этими враждеб­ными влияниями? Надо ответить честно и прямо: боро­лась недостаточно, боролась плохо.

Кинопечать, и в частности журнал «Искусство кино», не может похва­статься тем, что она помогла разоблачению вредитель­ства в советском кино, что она разоблачала буржуаз­ные теории, откровенно и нагло пропагандировавшиеся Б. Шумяцким и его присными, что она помогла оздоро­влению творческой среды, что она боролась за больше­вистскую организацию кинопроизводства. Журнал «Ис­кусство кино» предпочел отмолчаться, чем дать оценку многочисленным книгам Б. Шумяцкого, в которых он открыто проповедовал свои буржуазные теории. Жур­нал но увидел того, что авербаховская троцкистская ди­версия в кинематографии заключалась не только в дея­тельности людей, непосредственно проводивших авербаховские, с позволения сказать, «концепции», но и тех. кто на словах боролся с авербаховской шайкой, а на деле также проводил подрывную работу в среде масте­ров советского кино, кто сеял там групповщину, кто также наклеивал «ярлычки», мешал дружной и совмест­ной борьбе всех советских художников за овладение ме­тодом социалистического реализма.

Журнал ушел от этих своих непосредственных поли­тических задач и предпочел им часто беззубое н запо­здалое рецензирование отдельных фильмов.

Недостаточно и плохо боролся журнал за оздоровле­ние кинопроизводства — и в этом другой и очень су­щественный недостаток журнала.

Кинематография — это не только искусство, но и сложное и высокоспециализированное производство. Немыслимо решить ни одну творческую задачу советского кино в отрыве от задач производственных. И система резкого разделения творческого и производственного процесса, система своеобразной «функционалки», проводившаяся Б. Шумяцким и в его «теоретических» выступлениях, и на практике, фактически пропагандировалась журналом, почти отказавшимся от постановки производственных задач.

Таковы были ошибки журнала. Плохая «академич­ность», отрыв от насущных задач советской кинемато­графии и боязнь острых вопросов привели к тому, что журнал был лишен большевистской страстности, стал аполитичным, беззубым, проходил мимо острей­ших политических задач и естественно оторвался от кинематографической общественности и нс имел доста­точного авторитета.

В текущем году перед журналом стоит важнейшая задача решительной перестройки всей его работы. Ра­зумеется, что «Искусство кино» отнюдь не должно от­казываться от глубокой разработки теоретических и творческих проблем. Но именно эта глубокая разработ­ка возможна только при изучении их в их полном объёме в связи с решениями проблем производственных.

Журнал должен беспощадно бороться с буржуазным реставраторством в кинематографической теории, реши­тельно разоблачать попытки пропаганды буржуазных и буржуазно-националистических взглядов, имевшие место в отдельных фильмах и сценариях.

Опираясь в своей работе на актив творческих работ­ников кино, журнал должен бороться за большевистский порядок на кинопроизводстве, за окончательный разгром предельщиков, за резкое увеличение выпуска новых фильмов, за полное освоение кинематографической тех­ники. Журнал должен бороться за стахановское дви­жение в кинематографии, широко популяризируя имею­щиеся у нас успехи отдельных съемочных коллективов (например, работу над фильмом «Ленин « Октябре»).

Журнал должен бороться за оздоровление творческой среды и широкое выдвижение новых молодых кадров как на творческую, так и на производственно-техниче­скую и организационную работу.

Журнал должен сплотить всех работников советской кинематографии вокруг поставленной перед ней това­рищем Сталиным задачи создания новых фильмов, «прославляющих подобно «Чапаеву» величие историче­ских дел борьбы за власть рабочих и крестьян Совет­ского Союза, мобилизующих на выполнение новых задач и напоминающих как о достижениях, так и о труд­ностях социалистической стройки» (Сталин)».

Задачи журнала // Искусство кино. 1938. № 1. С. 12.

(нашел в архиве журнала «Искусство кино» киновед Александр Федоров).