Георгий Данелия снял фильм «Афоня» в 1975 году. В главной роли - Леонид Куравлев.
Скажу честно, что эта кинолента замечательного советского режиссера не вызвала у меня должного отклика. Я даже не очень понимаю, зачем было его делать и что хотел сказать зрителю Георгий Николаевич.
Возможно, что предполагалось показать духовное возрождение героя рядом с Катей. Но зачем тогда делать Афанасия человеком, лишенным каких-либо достоинств?
Мне не за что уцепиться в образе этого героя. Афанасию все безразлично, его ничто не интересует кроме денег и выпивки. Да и сами деньги нужны только за тем чтобы выпить. В квартире у него пусто и грязно, как и в душе.
Рядом с Афоней отвратительный тип Федул, которого сыграл Бронислав Брондуков. Федул олицетворяет собой недалекое будущее Борщова - беспробудное пьянство.
Катя не спасет этого человека. Да и зачем было делать девушку, полюбившую Афанасия, такой назойливой и глупой? Получается, что дурочка полюбила без пяти минут алкаша. Что в этом светлого и прекрасного, я не понимаю. Логичнее было бы Катю сделать чем-то вроде путеводной звезды этого героя. Чтобы Афоне было куда стремиться, хотя он и до нее не стремился и вряд ли с ней станет это делать.
На протяжении фильма Борщов не совершил ни одного хорошего поступка. Исключением может быть лишь то, что он пустил пожить собутыльника, хотя - герой Леонова оказался не пьяницей. Поэтому ему и тошно было рядом с человеком, безразличным ко всему, даже к себе.
Георгий Данелия снял фильм о человеке, которому ничто не интересно, ему и жить неинтересно, он ничего не читает, не хочет знать что в мире происходит, люди ему безразличны.
Ладно, может быть у человека такой богатый внутренний мир, что внешний его не волнует. И этого нет. Афанасий - врун, хам, безответственный работник, осознающий при этом свою необходимость. Он вовсю пользуется этим, нагло сшибает деньги с жильцов за то, что обязан делать бесплатно.
У Борщова нет даже элементарного сострадания - он оставляет 360 человек с затопленным подвалом и спокойно уходит. Кого тут любить и кому сочувствовать, не понимаю.
И этот Афоня еще считает себя потенциальным женихом. Он полагает, что способен кого-то осчастливить. Как может человек, не пошевеливший пальцем ради себя самого, кого-то сделать счастливым? Каких детей может воспитать Афанасий?
Смотрю на них с Катей и вижу беспросветную жизнь этой пары. Борщов Катю не любит, он вообще не способен любить. Любовь - чувство созидательное, а Афанасий типичный разрушитель.
Даже ради женщины своей мечты он не сам создает что-то, а крадет, импортную мойку.
Все мечты этого героя такие же убогие как и он сам. Откуда-то с неба появится семья и куча детей. Он сам для них ничего сделать не в состоянии, этот папа может только по головке погладить и сказать, что надо учиться.
Что Борщов будет делать рядом с Катей, от которой устал, не испытывает к ней никаких чувств? Я думаю, что продолжит выпивать с новой силой.
Встречала мнение о том, что этот фильм можно считать чуть ли не гимном безразличию людей рядом с Афанасием. Опять не согласна. Почему окружающие должны все бросить и носиться вокруг наглого пьянчуги. Он не инвалид и ни разу не вызывает сострадания.
Не общество отринуло Борщова, он сам осознанно попирал законы жизни общества, так почему его надо жалеть, а не тех, кого он обманул, кому нахамил.
Мне, например, жалко его мастера, женщину, которой он сначала пел дифирамбы, а потом открыто, на собрании унизил ее, сказав, что в 42 года она мечтает замуж выйти.
Если сравнить этого Афоню с героем фильма «Влюблен по собственному желанию», то там был и внутренний мир, и возможность что-то делать с собой, и желание это сделать.
Опять возвращаюсь к тому, с чего начала статью. Мне непонятно, что хотел сказать миру Георгий Данелия этим фильмом.