18.08.2021. АПИ — Порядок фото- и видеосъемки с борта воздушного судна планируется урегулировать специальными правилами. Проект такого регламента подготовило Министерство транспорта РФ.
Справка
В реестре Федерального агентства воздушного транспорта на 1 июля было зарегистрировано почти 35,6 тысячи беспилотных летательных аппаратов.
Согласно действующему уже почти четверть века Воздушному кодексу РФ, использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в установленном Правительством России порядке. Однако такого подзаконного акта до сих пор не принято.
Представленный транспортным ведомством проект предусматривает, что осуществляющие воздушную съемку компании должны иметь лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности. Для съемки в границах населенных пунктов также потребуется разрешение соответствующего органа местного самоуправления, а в так называемых запретных и ограниченных для полетов зонах (в районе аэропортов, стратегических и иных объектов) – санкция ответственного за контроль органа.
Для зондирования земли частными лицами в личных целях за пределами определяемых Правительством России отдельных территорий лицензия не требуется. Вместе с тем обязательным условием является получение разрешения Федеральной службы безопасности. Эти требования распространяются в том числе на съемки с беспилотных летательных аппаратов. «Материалы, полученные по результатам зондирования земли с борта воздушного судна, проходят контроль в порядке, установленном ФСБ по согласованию с Министерством обороны РФ», – отмечается в проекте документа.
В транспортном ведомстве убеждены, что «создание единого порядка использования фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна обеспечит стабильную и устойчивую работу объектов гражданской авиации».
Вместе с тем всего два месяца назад то же Министерство транспорта РФ выступило с инициативой отказаться от регулирования вопроса зондирования земли с летательных аппаратов. Чиновники напомнили, что общие требования к безопасности, в том числе аэросъемочных полетов с борта гражданских (пилотируемых) судов, определены утвержденными еще в 2009 году Федеральными авиационными правилами. «Представляется, что вопросы порядка и особенностей предоставления данных дистанционного зондирования территорий, получаемых с борта воздушного судна, входят в сферу нормативно-правового регулирования осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных», – отмечается в пояснительной записке.
Действующее законодательство допускает свободное использование беспилотных летательных аппаратов в пределах прямой видимости внешнего пилота в светлое время суток на высоте до 150 метров. Для таких полетов не требуется получение каких-либо согласований и разрешений. Исключение касается территории населенных пунктов, районов действующих аэродромов и вертолетных площадок, мест проведения официальных спортивных соревнований, публичных и специально охраняемых мероприятий, а также запретных зон и зон ограничения полетов. Также легально можно осуществлять фото- и видеосъемку с дронов, в том числе частной собственности. «Информацией о наделении собственников частных земельных участков правом пресекать или создавать препятствия полетам беспилотных летательных аппаратов Росавиация не располагает», – заявила советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Елена Михеева (АПИ подробно писало о регулировании полетов дронов – Беспилотные угрозы).
С другой стороны, Кодексом РФ о административных правонарушениях установлена специальная ответственность за нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки с борта воздушного судна. Такой проступок карается штрафом в сумме до 100 рублей с конфискацией пленки (!). Однако на практике эта норма не применяется, судебные решения о применении санкций в отношении «воздушных фотографов» отсутствуют.
Мнения
Юрий Чернышев, заместитель генерального директора Ассоциации «Аэронекст»:
Формально под термин «дистанционное зондирование» подпадает любая съемка с летательных аппаратов (включая беспилотные), в том числе любительская. Тогда как регулирующие выполнение такой фото- и видеосъемки нормативные акты в настоящее время отсутствуют. В результате любая аэросъемка может рассматриваться как работа, связанная с использованием составляющих государственную тайну сведений. Для ее выполнения необходимо получение лицензии ФСБ и лицензии на геодезическую и картографическую деятельность.
Равно как пользоваться результатами аэросъемки допускается только после их контрольного просмотра со стороны Генштаба Минобороны. Военные должны проверить, что ни на одном из кадров нет запрещенных к просмотру объектов. Это весьма архаичный способ в современных условиях при обработке огромного массива цифровой информации. В результате оборонное ведомство, по моему мнению, иногда формально держит записи порой несколько месяцев, практически не проверяя.
Определяющие такие требования документы были приняты еще в советское время, носили гриф для служебного пользования и согласно действующему законодательству считаются утратившими силу. Однако уполномоченные органы руководствуются ими в соответствии со сложившимся «деловым обычаем».
Сложившаяся ситуация существенно препятствует возможности оперативного использования беспилотников для проведения аэросъемки и использования ее результатов заказчиком. Должен быть установлен единый порядок допуска к дистанционному зондированию земли с борта воздушного судна независимо от их принадлежности.
В то же время предложенный Министерством транспорта РФ проект по сути в очередной раз лишь «затыкает проблемную дыру» в законодательстве. В частности, недостаточно конкретизированы требующие наличия специального разрешения виды работ, а также сохранены архаичные требования про контрольный просмотр и получение заключения.