Золочёные луковицы куполов, колокольный перезвон, поклоны, свечи, дурманящий запах ладана в кадиле священнослужителя, заунывные молитвы. По-разному можно относиться как к соблюдению религиозного культа, так и к самой религии в целом, и церкви в частности. Прошли мрачные времена принудиловки, отношения человека и церкви теперь строятся абсолютно на добровольной основе. В принципе, такие же отношения должны быть и между церковью и государством, хотя, если заглянуть в историю, это правило соблюдалось далеко не всегда.
Немного истории
До Октябрьской революции церковь в России имела главенствующее значение, практически на равных с самодержавием. Большевики, придя к власти, взяли курс на лишение церкви её роли в социуме. Но в то же время задача по полному искоренению религии именно репрессивными методами не ставилась, делался упор на атеистическое воспитание советских людей. Хотя на первых этапах имели место и многочисленные перегибы в этом невероятно сложном вопросе, но в данной статье не ставится задача навешивания ярлыков "прав/виноват".
Да и сама церковь в первые годы Советской власти расслоилась по политическим взглядам от откровенно враждебных к новой власти до полного принятия её.
Отношение советских граждан к церковным обрядам
Однако, выражаясь словами классика, как только "Утихомирились бури революционных лон; подернулась тиной советская мешанина...", затихла и яростная антирелигиозная пропаганда. Религиозная тема исчезла из повесток собраний в школах, её не муссировали ни учителя, ни даже комсомольские активисты.
Да, церковные праздники исчезли из календарей, но официально запрещены не были, на бытовом уровне народ продолжал отмечать Рождество, печь куличи и красить яйца на Пасху; в пасхальную ночь в храмах было просто не протолкнуться. Все действующие храмы никогда не пустовали — Сергиева лавра, Исаакиевский собор и многие другие принимали не только огромное число туристов, но и многочисленных верующих.
Особенно мягкое отношение к церкви было заметно во времена правления Л. И. Брежнева. Не будучи сам верующим, он получил от глубоко верующей матери уважение и почтение к церкви. Но здесь надо отметить, что в дни религиозных праздников с целью отвлечения молодежи от участия в них, телевидение, как правило, составляло молодежные программы особой популярности, например, музыку зарубежной эстрады. Однако прямых призывов игнорировать их или запретов не было.
Конституция СССР о "свободе совести"
Любой желающий мог приходить в храм, провести обряд крещения или венчания, но таких было немного, людям просто это было не интересно, не было вокруг тех таинств такого ажиотажа как в нынешнее время.
Во многих домах, особенно в поселках и деревнях, открыто висели иконы в красном углу и никому это не вменялось в какое-то нарушение норм. Кстати, и в Конституции СССР (ст. 52) было закреплено право советских граждан исповедовать любую религию.
Однозначно запрещалось посещать храмы и отправлять религиозные культы военнослужащим, комсомольцам и членам КПСС. Нарушителей ожидало серьезное разбирательство в коллективах, выговоры, наказания вплоть до исключения из рядов ВЛКСМ или КПСС.
Практиковалось и "освещение" проступка в стенной печати, высмеивание в карикатурах в более серьезных изданиях, как, например, журнал "Крокодил". Можно было схлопотать нешуточный выговор и за неуместную шутку такого рода — после школы кто-то "будет поступать в духовную семинарию" и ей подобным. Работа с такими "шутниками"—желанное поле деятельности партийных и комсомольских ячеек.
А что касается религиозной пропаганды, то здесь вопрос с нарушителем мог решаться и в суде. Это деяние было запрещено.