Название вина и сорта мюскаде перекликается с названием сорта мускат, и из-за этого многие их или путают, или предполагают, что мюскаде примерно будет похоже на вино из муската, но это совершенно не так.
Что такое мюскаде?
География
Мюскаде – это аппелласьон (а также одноименный сорт винограда) в Долине Луары, в Нанте. Это самый большой моносортовой аппелласьон не только в регионе, но и во Франции. Расположен он недалеко от атлантического побережья, а вина там получаются свежие, легкие и идеальные для морепродуктов и устриц.
История сорта
Мюскаде, или как его еще называют мелон де бургонь, родом из Бургундии, есть данные, что существовал он уже в XIII веке. Согласно исследованиям, это близкий родственник шардоне, алиготе и гамэ. Затем сорт перекочевал в Долину Луары, там и осел. В Долине Луары его сначала называли просто «виноград из Бургундии», а потом, возможно из-за формы листьев, напоминающих дыню, – «мелон де бургонь», «бургундская дыня» в переводе с французского. Название «мюскаде» появилось в работах Франсуа Рабле, это XVI век. Предположительно такое название могло быть связано с мускатным орехом или мускусом, но почему – доподлинно неизвестно, в нынешних винах из сорта #мюскаде не найти подобных ароматов или вкусов.
В 1709 году был такой страшный мороз, что даже океан замерзал у берега, да и вина в бочках замерзали и взрывались, лозы красных сортов погибали, вина становилось мало, и виноделы, по рекомендации голландцев, стали высаживать морозоустойчивый мелон де бургонь. Голландцы надеялись, что его, как и в коньяке, можно будет оправлять на дистилляцию и получать бренди. Но, к счастью, мюскаде в итоге ждала другая участь. В 80-х годах прошлого века он был весьма популярен в Западной Европе как простое, незамысловатое вино по бокалам. Но спокойный и нейтральный вкус вина приелся, и людям захотелось более ярких, ароматных и пышных вин, а мюскаде ушел на дальний план, не выдержав конкуренции с новосветскими белыми винами.
Возрождение
Простое, легкое и незамысловатое #вино наскучило потребителю. Тут можно было сдаться, но некоторые #виноделы региона решили бороться и искать новые возможности, новые стили и новые способы отразить особенности сорта. Задача и амбиции у них были серьезные: сделать мелон де бургонь таким же ярким, уважаемым и таким же знаменитым, как совиньоны Сансера.
Какие винодельческие способы и приемы пошли в ход? Во-первых, жесткое и безжалостное сокращение урожайности. Да, мюскаде можно было сделать много, но кто его таким купит? Урезая урожайность, можно получить более концентрированные и насыщенные ягоды, а значит – и более сильное и концентрированное вино. Помимо сокращения урожайности стали практиковать холодную мацерацию, настаивание на кожице перед брожением, это дает дополнительную сложность и более пышные и богатые ароматы, так как в кожице винограда находится много ароматических соединений. В-третьих, стали экспериментировать с выдержкой, яблочно-молочной ферментацией и, конечно, выдержкой на осадке. Вот она-то и стала применяться повсеместно.
И все получилось, мюскаде снова вышел на мировую арену, но уже в другом обличии: в роли изящного, тонкого, минерального вина, которое, как и раньше, прекрасно можно сочетать и с морепродуктами и, конечно, с устрицами.
Секрет фирмы
Большинство мюскаде сейчас выдерживают на осадке, по-французски это называется sur lie. Именно такая выдержка делает вина более многогранными, тельными, изящными и освежающими, придает и сложности, и свежести.
По легенде местные крестьяне освоили выдержку на осадке уже очень давно: лучшую бочку они оставляли для семейных праздников, называли ее свадебной бочкой, хранили какое-то время, не продавали, а пили сами. Вино из такой бочки получалось очень свежим, бодрым, ароматным и слегка пощипывающим из-за мельчайших пузырьков углекислого газа.
Особенные виноградники – крю
Огромный #аппелласьон, в котором раньше не было ничего особенного, на проверку оказался не таким уж «одинаково безликим», терруар в зоне мюскаде все-таки разный.
История мюскаде похожа на историю #божоле: простое, дружелюбное и народное вино с больших территорий, не претендующее на славу и изысканность. Но со временем обнаружилось, что на отдельных виноградниках можно создать совершенно выдающееся вино, которое способно удивлять, поражать и вдохновлять. Сейчас бутылки с отдельных крю божоле стоят серьезных денег, они добились признания критиков, журналистов и простых потребителей. Такая же история происходит и с мюскаде. Здесь тоже 10 отдельных виноградников, 10 крю, которые совсем недавно, в 2020 году, получили одобрение INAO (французский национальный институт происхождения и качества), вот их названия: Clisson, Gorges, Le Pallet, Goulaine, Monnières-Saint Fiacre, Mouzillon-Tillières, Château Thébaud, Champtoceaux, La Haye-Fouassière и Vallet.
Встретите на этикетке одно из этих названий – будьте уверены, это уже не обычное базовое мюскаде, выдержанное на осадке, это выдающееся вино с отдельного терруара с особенными характеристиками.
Стиль
Мюскаде никогда не станет новозеландским совиньоном блан, это нужно «понять и простить». Это не пышное, дерзкое, тропическое и яркое вино. В мюскаде много своих собственных достоинств: элегантность, тонкость, чистота, минеральность, деликатные ароматы и стройная, выверенная структура. Это вино для тех, кто не любит или устал от кричащих и ярких вин, это вино для ценителей свежего атлантического бриза, соленого послевкусия и аристократического минимализма.