Фильм «Меня зовут Арлекино» благодаря харизме Олега Фомина ярко выделяется на фоне других перестроечных фильмов. Даже сейчас, 30 лет спустя он смотрится вполне приемлемо, хотя бы потому, что главный герой при всех к нему вопросах просто симпатичен, а не отвратителен как Маленькая Вера или Авария. Собственно, Олег Фомин и вытягивает на себе весь фильм.
Одна из особенностей чернушного жанра – это взять маленький социум слегка (в лучшем случае) недоделанных граждан и показать его с такого ракурса, что он будет затмевать весь остальной социум – общество нормальных людей. Нет ни комсомольцев, школьников и студентов, ни нормальных работяг с служащих – только рельсы и шпалы, по которым бегает Арлекино и его друзья вроде Упыренка. Куда же все делись?
Посмотрим на город, в котором живет Арлекино со товарищи. Да, можно сказать живет он именно в городе, рассуждаю с позиции человека чья малая родина - небольшой рабочий поселок в 200 км от областного центра. Снимая кино в городе Гродно, режиссер попал ненароком в ловушку – за «глубинку» это уже не выдашь. И возникает резонный вопрос – а что это наш герой даже в ПТУ толком не учится? И что мешало ему пойти в техникум, а ведь их в городе десятка полтора должно быть, да несколько вузов тоже. А ничего не мешало, кроме… ну, недостатка ума, пожалуй. Кстати, а куда делись одноклассники Арлекино, почему он с ними не общается? Полагаю, они учится поехали – в Минск, в Москву, Киев… да мало ли куда. Они ведь что-то хотели добиться в этой жизни, что-то при этом делая – читая книжки или разбирая с отцом МТЗ-80.
Что хотел сказать режиссер жесткой концовкой фильма? Наверное, нужно быть свиньей чтобы не сочувствовать и не сопереживать Андрею, но… остается как будто какой-то осадок – а не сам ли он до всего этого довел? Нет, не в борьбе за девушку вообще, а вот именно в финале. Вспомним другой фильм тех же лет «Я объявляю вам войну» - вот герой Еременко на дурика в машину к бандосам не садился, хотя он как раз таких, как Арлекино и растирал пыльным ботинком.
Полагаю, здесь есть некий «перевертыш» - с одной стороны режиссер любуется своим героем, культивирует его образ, а в финале внезапно ядовито сатирически «зеркалит» известный типаж, который кочует из книги в книгу, из фильма в фильм. Очень любили этот типаж советские режиссеры и беллетристы – многомудрый гопник (или мажор), который своими словесами и поведением ставит в тупик всех вокруг. «Курьер», где пустышка забарывает профессора, «Дорогая Елена Сергеевна», где мажор волосатик глумится над несчастной училкой – в реальной-то жизни все это не работает. Как эскиз вечного двигателя – на картинке все здорово, а на практике, упц, что-то пошло не так, где-то критическая ошибка.
И в финале выясняется, что король-то - голый. Сам по себе он уже с парнями на пару лет старше не может разобраться. Как это ни жестоко, но Арлекино, как раз типичный «молодец среди овец, а на молодца…», ну сами понимаете. Один из главных вопросов к фильму и к герою – а с чего и на каком основании Арлекино решил, что имеет право определять – кто «нормальный пацан», а кто нет? Заметим, что в том же разговоре один на один с постриженным волосатиком, Андрей ничего внятного сказать последнему то и не может. «Один на один» они почти все такие.
Хорошо рассуждать, не сталкиваясь в жизни с такими типажами. Мне вот через десяток лет после выхода фильма пришлось – и с Арлекинами, и с Упыренками. С теми, кто вдруг решил, что могут кому-то на что-то указывать. Ходили по поселку, в котором невесть по какой причуде одного из министерств еще СССР решили построить техникум и сшибали деньги с приезжих студентов. А вот как приезжала пара автобусов из соседнего райцентра на драки – так они по углам щемились – в жизни-то они как раз такие, ага, сейчас, «ребята с химического подтянутся». В другой стране, в другое время, наверное, и сейчас еще по шпалам бегают, если живы, конечно.