В Госдуме готовятся во втором чтении рассмотреть законопроект с поправками в Закон «О защите прав потребителей» и закон «О медиации». Этот законопроект предусматривает создание онлайн-сервиса по разрешению потребительских споров. Предполагается, что потребитель сможет через портал «Госуслуг» урегулировать разногласия в досудебном порядке в случаях, когда продавец или изготовитель нарушает его права.
В проекте сказано, что по результатам урегулирования спора при отсутствии разногласий стороны вправе подписать соглашение. Причем идентификация физлиц будет производиться посредством уже работающей на портале «Госуслуги» системы (ЕСИА) с применением электронной подписи.
Согласно законопроекту онлайн-сервис должен обеспечить процесс предъявления, рассмотрения и удовлетворения претензий потребителей в рамках досудебного урегулирования споров, в частности, обеспечить возможность направления и получения претензий и документов.
Стоит отметить, что система онлайн-урегулирования споров, известная также как online dispute resolution (ODR), пользуется большой популярностью за рубежом, особенно в США. Она базируется на интернет-технологиях с применением искусственного интеллекта, и значительно расширяет возможности уже существующих процедур, например, таких как медиация, переговоры и т.д. По сути система ODR позволяет урегулировать спор в досудебном порядке, что сильно облегчает работу судьям. При этом система может сама разрешать споры с помощью искусственного интеллекта или привлеченного специалиста (арбитра).
Более подробно о том, как будет работать онлайн-система, вы можете узнать в законопроекте.
Оставайтесь всегда в курсе событий и подписывайтесь на наш канал.
Еще больше полезных новостей вы найдете на сайте Ассоциации и на канале в Telegram.