Слова известного и памятного многим «марша энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» дали название одноимённой тематической выставке в Симферопольском художественном музее. В экспозиции представлена живопись 50—80-х годов. Приурочена она к событиям августа 1991 года, предопределившим дальнейшую судьбу Советского Союза, и, что интересно, по времени и тематике совпадает с экспозицией «Учебник русского» Московского музея современного искусства.
Как показывают социологические опросы, половина россиян уже не помнит судьбоносных событий 30-летней давности, часть которых происходила в Крыму. Зато искусство той поры, живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, сюжетные картины старших мастеров — как крымчан, так и не столь знакомых нам художников братских республик Советского Союза — по-прежнему интересны, высокопрофессиональны и визуально-убедительны.
Недаром говорят, что фонды музея — это его сокровищница. В них хранятся замечательные масштабные работы мастеров разных поколений и национальностей, от яркого представителя московского сурового стиля Петра Оссовского до среднеазиатского чуть наивного нарратива Владимира Артыкова, Асхата Сафаргалина, импрессионизма киевлянки Татьяны Яблонской, романтического реализма крымчан Петра Столяренко, Константина Прохорова, позднего Геннадия Брусенцова. Увидеть такие масштабные работы в одной экспозиции удаётся нечасто.
Охватить в едином обзоре изобразительное искусство ХХ века пока не удалось никому. Слишком сложный, объёмный, противоречивый материал. Со всей определённостью можно сказать одно: отношение к искусству в течение века радикально менялось. На волне революционной романтики и в недолгий период «оттепели» творцам виделись мгновенная мировая революция, всемирные братство—равенство—свобода, торжество нового пролетарского искусства. А в конце века разочарование, разобщённость, утрата классических норм, ориентиров и критериев привели к гримасам постмодернизма, повороту к мистике и оккультизму, «токсичным» инсталляциям, откровенно издевательским перформансам андеграунда различного толка.
Формируя экспозицию, куратор выставки Александра Кугушева пришла к интересному визуальному решению: дополнить монументальные картины предметами быта, изделиями декоративно-прикладного искусства. Так, в залах появились тематические статуэтки и чайные пары, изящные косметические флакончики и крутобокие куманцы, расписные палехские шкатулки и декоративные вазы. Проявился тот контраст масштабов и творческих подходов, которым пронизано искусство соцреализма и который позволяет разглядеть и малые «бусины дней» в круговерти большой эпохи.
Экспозиция расположена в залах главного здания музея и будет работать до конца месяца.
Присутствовавших на вернисаже (с соблюдением всех правил Роспотребнадзора) поздравила с открытием выставки директор Симферопольского художественного музея Ольга Бурова. Заместитель директора Светлана Глазунова рассказала об особенностях экспозиции, а первую экскурсию провела куратор Александра Кугушева.
Екатерина БОРОДИНА
Фото с сайта музея