Найти тему
Половинка Луны

Сестра Хюррем

В прошлых публикациях я несколько раз вскользь упоминала, что новости о турецкой султанше (Хюррем) достигли Европы ещё при её жизни, а после публикации в 1581 году «Турецких писем» Ожье Гислена де Бусбека в Европе началась настоящая роксоланомания (кстати, именно австриец и «изобрёл» европейское имя для Хюррем): бесчисленные игровые постановки (в качестве автора отметился даже Лопе де Вега), чуть позже оперы и балеты несколько веков не сходили с европейской сцены. Историк Галина Ермоленко справедливо замечает:

«в западном народном воображении Роксолана/Хюррем присоединилась к пантеону женских архетипов, таких как Клеопатра, Медея и леди Макбет».

Правда к 19-му веку истории из жизни Сулеймана и Роксоланы стали терять популярность, но к этой теме на Западе возвращались и в веке двадцатом. Вот только на смену театральным пьесам пришли, pulp-журналы (то самое бульварное чтиво). Так в 1934 году в The Magic Carpet Magazine напечатали небольшой рассказ «Тень Вальгары» Роберта Ирвина Говарда.

Действие разворачивается на фоне осады Вены турками в 1529 году. Готтфрид фон Кальмбах, вымышленный главный герой, ранее во время битвы при Мохаче он серьёзно ранил Сулеймана, и последний желает ему отомстить: отдаёт приказ Ибрагиму-паше принести голову храброго война. В Вене Готтфрид встречает неожиданную союзницу - рыжую казачку Соню из Рогатина, которая оказывается...сестрой Хюррем:

– Ты что, мне не доверяешь? – резко отозвалась она, подходя к пушке трансильванца и прикладывая фитиль к запальному отверстию.  Ты еще посмотришь на меня, пёсья башка, когда моей мишенью будет Роксолана...
– Почему ты так хочешь, чтобы твоей мишенью была Роксолана, девочка? – спросил он, подойдя к ней ближе.
– Потому что эта мерзавка моя сестра! – с презрением ответила Соня.

Сам персонаж Роксоланы в рассказе не присутствует. Ну а Готтфрид благодаря помощи Сони справляется с турками и убивает своего преследователя.

-2

Казалось бы, ну чего только не писали, каких бы героев только не выдумывали - большая часть из них давно забыты. Но вот Рыжую Соню ждала другая судьба. Многим запал в душу образ храброй рыжеволосой девушки-воительницы. Так в 1973 году автор комиксов Рой Томас поместил Соню совсем в другую, вымышленную эпоху, одел её в бронированный топ-бикини и познакомил с Конаном-варваром. Конечно, от первоначального персонажа из «Тени Вальгары» остался лишь образ храброй девушки, что сражается наравне с мужчинами. Чтобы не нарушать авторские права, Рой Томас изменил одну букву в имени Сони: она стала Sonja.

В 1985 вышел фильм с Бригиттой Нильсен и Арнольдом Шварцнегерром. Нельзя сказать, что он был успешен, однако в кругах фанатов Рыжую Соню любят, периодически появляются слухи о новой экранизации комиксов с этим персонажем.

Для меня же это просто очень интересный факт, показывающий, насколько неожиданными могут быть истоки современной популярной культуры.