За время существования военных автомобилей МАЗ-543, у многих советских граждан сложилось мнение, что эта армейская машина является строго засекреченной и предназначенной только для выполнения особых военных задач, связанных с транспортировкой ракетных систем различного радиуса действия.
В реальности все было далеко не так.
Секретным считался только процесс внедрения этих автомобилей в производство, а также техника и вооружение, которые ими транспортировались.
Вскоре после освоения производственного процесса военных образцов транспортного средства МАЗ-543, появились его гражданские версии, имевшие двойное назначение – эти транспортные средства можно было использовать в военных целях и в некоторых отраслях народного хозяйства.
Этому способствовало постановление правительства СССР, согласно которому, Минский автозавод был обязан выпускать до 10% автомобилей МАЗ-543, предназначенных для гражданских целей.
Чтобы выполнить указание правительства, конструкторами завода была разработана новая версия транспортного средства – МАЗ-543П, выполненная на шасси транспорта МАЗ-543.
Основными отличительными чертами гражданской модели, являлись:
- цельнометаллические невысокие борта грузовой платформы, оборудованные деревянными надставками;
- полное отсутствие применяемого в армейских машинах, специального освещения;
- демонтированы светомаскировочные приспособления.
В течение первого года, автозавод БССР смог выпустить 80 единиц транспортных средств МАЗ-543П, за весь период было выпущено чуть больше 2 тысяч этих машин.
В 1970, заводом был освоен выпуск тягачей, оснащенных газотурбинным двигателем, разработанным на Ярославском моторном заводе.
Судьба МАЗ-543 и МАЗ-543П после развала СССР
Когда Советский Союз прекратил свое существование, производство транспорта МАЗ-543, вне зависимости от модификаций было почти остановлено.
Производились только небольшие партии, под заказ. Такая ситуация сохранялась почти до конца 2000-х.
В наше время машины различных модификаций, собранных на шасси МАЗ-543, постепенно заменяются более новыми автомобилями. Следует отметить, что процесс замены движется очень медленно, поэтому еще много автомобилей этой серии, продолжают использоваться в Российской Федерации и в некоторых странах СНГ.
Сегодня в Вооруженных силах России используются модификации МЗКТ-7930, являющиеся достойной и более эффективной заменой устаревших МАЗ-543, советского производства.
Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.