В жизни этой удивительной женщины достаточно неожиданных поворотов и (что особенно интересно!) имеется даже легенда. Самая настоящая. Покрытая тайной, так до конца и не разгаданная.
Ольга Смирнова всё в жизни сделала по-своему. Как сама считала нужным.
Оставив нам, потомкам, право догадываться о том, как всё было на самом деле.
Двойняшки "черноокой Россети"
18 июня 1834 года у Александры Осиповны Смирновой-Россет, светской красавицы, фрейлины русского императорского двора, подруги Пушкина, Жуковского, Гоголя, Лермонтова, родились двойняшки. Её муж, Николай Михайлович Смирнов, был русским государственным деятелем (дипломат и мемуарист, тайный советник, калужский (1845—1851) и санкт-петербургский (1855—1861) губернатор, сенатор).
Первый ребёнок Смирновых, мальчик, в октябре 1832 года родился мёртвым.
Александр Сергеевич Пушкин так написал своей жене:
"Смирнова родила благополучно и, вообрази, двоих!.. Какова бабёнка, и каков красноглазый кролик Смирнов? — Первого ребёнка такого сделали, что не пролез, а теперь принуждены на двое разделить. Сегодня кажется девятый день — и слышно, мать и дети здоровы".
Старшую девочку назвали Олей. Младшую - Александрой. Однако Саша прожила недолго: скончалась в Париже в 1837 году от менингита.
После Оли и Саши в семье Смирновых родилось ещё трое детей (две девочки и мальчик).
Детство Оли прошло в путешествиях с матерью за границей. В 1842 году Смирновы, проехав через Германию, жили сначала во Франции, затем в Риме.
Очарование Италии, полной исторических памятников и античных приданий, увлекают девочку. Вот отрывок из письма её матери к Жуковскому:
"Старшая моя умна, как бесенок, любит учиться и рассказывает удивительно смешные истории о греках и римлянах. Мои дети - славные девочки. У меня гувернантка прекрасная. Бог мне её послал, потому что я совершенно неспособна воспитывать детей".
Александра Осиповна давала своим девочкам читать Библию, Евангелие, жития святых и катехизис. Позже они изучали историю церкви, историю сект, историю античных религий, юдаизм, исламизм, старообрядчество. В основе их образования была религия. Уже в преклонном возрасте Ольга так вспоминала детство:
"Я выучилась писать по Библии с картинками. В четыре года плакала над одним из пророков, в пять ознакомилась с книгой «Странствие пилигримов» по-английски и научилась писать по-итальянски ранее, чем по-русски".
Смирновы прожили заграницей до 1845 года, после чего поселились в Калуге, и прожили там шесть лет (Николай Михайлович был назначен там губернатором).
Вот что писал родным Иван Сергеевич Аксаков из Калуги:
"Нынче у Александры Осиповны праздник, день рождения какой-то дочери, и она им делает следующий подарок: велела выстроить для них в саду избу, немножко меньше настоящей, хорошенькую, как игрушечка, при ней хлев, курятник с настоящей коровой и курами и разными подобными затеями. Дети со своей неразлучной англичанкой будут там играть и забавляться только по-французски, немецки и английски. У них уж это намерение было давно: она воображает, что все славяне придут от этого в умиление: я, впрочем, её разуверил, сказавши, что у ней с её детьми это выходит только забава".
Серьёзная барышня
Оля росла сентиментальной, мечтательной, наблюдательной. Она вела дневник (что тогда, в принципе, было нормой), читала Марка Аврелия, была искренне увлечена своими занятиями.
Её не интересовали балы и развлечения. Им она предпочитала уединённую жизнь в домашнем кругу.
В Калуге ей было непросто. Мама постоянно болела, и часто надолго оставляла детей одних. Иногда - на годы. Александра Осиповна лечилась то в Москве, то в Петербурге...
Отец же был человеком в статусе. И работа у него была серьёзная.
Так Оля довольно рано почувствовала себя хозяйкой дома. Повзрослела.
В 1852 году Ольгу вместе с Марией, дочерью Пушкина, назначили фрейлинами при будущей императрице Марии Александровне.
Во время Крымской войны патриотический дух так захватил Ольгу, что она собиралась ехать в Севастополь, но от родителей получила отказ.
А вообще, Ольга Смирнова росла девушкой серьёзной. Она никогда не пудрилась, да и в зеркало смотрела редко. Жених у неё был. В 1853 году. Вот что писала Пушкина Ольге:
"Жених твой Жорж часто приходит навещать нас, он очень красив юнкером и будет еще более красив в форме, он сделает тебе честь, когда станет твоим мужем".
Однако замуж за Жоржа Ольга так и не вышла. Почему - неизвестно.
"Я родилась вдовой"
Именно так, словами Вяземского, говорила про себя наша героиня.
В 1857 году Смирновы снова жили заграницей. Вот что вспоминала Сабурова, дочь Владимира Соллогуба, видевшая их в Швейцарии:
"Отсутствие родной почвы, одиночество, узкий круг знакомств, тяжелые отношения между матерью и дочерью и, наконец, материальные затруднения, которые все возрастали в этой семье."
Отношения Александры Осиповны и Ольги Николаевны действительно не были простыми. Ольга часто пребывала в нервном состоянии, её бросало из гнева в слёзы. Здоровье её было расшатано. Да и с тем, что необходимо экономить, она мириться не желала, была требовательна.
В 1867 году Ольга вместе с матерью и братом была в Константинополе. А по дороге, в Одессе, она встречалась с дядей матери, декабристом Николаем Лорером. Симпатии Смирновых склонялись в сторону Англии. И мать, и дочь были англоманками. В России же они бывали лишь наездами.
В 1882 году Ольга приезжала в Москву. Она сопровождала прах Александры Осиповны.
Оставшись в одиночестве, наша героиня поселилась в Париже. С финансовым положением её всё было запутано. Когда в 1884 году Ольга Николаевна болела тифом, управительница дома Смирновых — графиня Одиффрэ, обокрала её. Часть обстановки пропала. А также книги, архив, тетради...
Все ящики оказались пусты.
Светские дела и визиты занимали значительную часть времени Ольги. Она любила театр, пересмотрела все пьесы своего любимого Шекспира. Много читала (на всех европейских языках, включая испанский).
Ольга жила преимущественно ночью. В своём мире.
Смирнова была феминисткой. Восхищалась героинями прошлого и представительницами науки. В своих письмах Владимиру Соловьёву (русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности), который был её другом, она жаловалась на одиночество.
Окружающие считали её эксцентричной.
Она была в бытовом смысле человеком малоприспособленным, хотя являлась женщиной блестяще образованной в области искусства и литературы.
13 декабря 1893 года в Париже Ольга Николаевна умерла от чахотки. Ей было 59 лет.
Она похоронена на знаменитом кладбище Пер-Лашез.
Наследие и... тайна
Настоящей любовью и страстью нашей героиня было писательство. И она была действительна талантлива. Ольга Николаевна писала много и о разном.
Также серьёзно она относилась к русской литераторе. Что ж, ведь её мать общалась с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем!
Да и сама Ольга видела Жуковского, Тургенева, Аксакова, А. К. и Л. Н. Толстых. Хорошо знала Полонского, Тютчева, Маркевича.
В результате непрерывной работы Смирновой в 1880-х годах она создала исследование о Пушкине и Гоголе, философские очерки "50 лет в России (1837—1887)", "Политические трагедии и русские историки", книгу о религиозных сектах. Все её работы предназначались для иностранной публики, и в первую очередь - французской.
В 1885 году Смирнова пишет "Записки и воспоминания".
Она пытается издать свои работы в России, не имея возможности сделать этого за границей. В 1893 году в журнале "Северный вестник" выходит её главный труд - "Записки Александры Осиповны Смирновой", изначально написанный на французском языке.
И именно эта работа стала той самой мистификацией. Завесой тайны, которую оставила нам Ольга Николаевна. Ведь споры о том, кто именно настоящий автор этих записок, мать или дочь, не утихают до сих пор!
Неужели Ольга фальсифицировала записки своей матери? Многие именно так и считают.
Например, пушкинист Павел Евгеньевич Рейнбот, изучив досконально записки, подтвердил мнение о том, что написаны они именно Ольгой. И, по его мнению, она не просто написала их со слов уже немолодой матери, но и кое-что добавила от себя.
В любом случае, правду, видимо, знала только сама Ольга Николаевна.
Ничего себе история, да?
Старые девы в Российской империи.
Зачем девочек приучали вести личные дневники.
Как появилось прозвище "синий чулок".
Крестьянские старые девы в дореволюционной России.
"Старые девы" в истории России: скульптор Анна Голубкина.
Источник: Википедия, портал Культурология.