Помните нашумевшую рекламу со слоганом: «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо»? Реклама спорная, однако фраза пошла в народ. Так вот, я недавно поняла, что никак не могу пересесть с иглы старых дорам на новые.
Я их смотрю, конечно, из тех, которые привлекают внимание. Что-то бросаю, что-то нет, есть и те, которые очень нравятся.
Но неизменно наступает момент, когда меня начинает с непреодолимой силой тянуть к дорамам старой волны, как кота к валерьянке.
Казалось бы, почему. Новые ведь такие классные. Даже визуально не сравнить. Денег вложат, сделают дорого-богато, глаз радуется. И техничнее они, и красивее, и ценности транслируются правильные: никакого тебе воспевания нездоровых отношений, все в прогрессивном ключе.
В общем, все, как я люблю. Казалось бы, живи да радуйся.
А старые дорамы что? Бедненько, простенько, возьмут три локации, камеру поставят, вот тебе и кино. Никаких эстетических изысков в духе «Психа…» (ну роскошно же снято), никакой кинематографичной стильности, как в «Монстре». Ценности, опять же, продвигают неправильные. Страдания воспевают, нездоровые отношения и все такое. Грубые хватания женщин за руки любовью объясняют, а мы теперь знаем, что так делать неправильно: харрасмент это, патриархат и прочий шовинизм.
И тем не менее. После всей этой техничной красотищи включаю я что-нибудь типа «Влюбленных». Бедненькое, простенькое, клишированное, с заезженными шаблонами, наизусть знакомыми приемами – и так становится тепло на душе.
И знаете, я поняла, в чем дело. По крайней мере, для себя.
Лучше всего это ощущение объясняет отрывок из прекрасной книги Вадима Шефнера «Сестра печали».
«Я никогда не любил ясных солнечных дней. Ясный день чего-то от тебя требует, хочет, чтобы ты был лучше, чем на самом деле, а ленинградский серенький денек как бы говорит: ничего, ничего, ты для меня и такой неплох, мы уж как-нибудь поладим».
Старые дорамы делают то же самое.
Они дают теплое ощущение того, что тебя понимают и принимают как есть. Что от тебя не требуют быть идеальным. Они, неидеальные, простенькие, дешево снятые, показывают неидеальные отношения неидеальных людей. С ошибочными решениями, странностями и заскоками, сложными чувствами, запутанными отношениями, неоднозначными решениями…
Эти люди психуют, обижаются, ссорятся, не могут противостоять родителям, ведутся на манипуляции, врут любимым людям и делают еще много неправильных вещей.
Но что-то в этом есть очень жизненное и настоящее.
И ты на что-нибудь из этого смотришь и думаешь: блин, да у меня ж точно так.
Поднимите руку, у кого в жизни все хорошо. Кто безупречен. Кто все делает правильно и вступает исключительно в здоровые отношения. Если вы есть, я вами искренне восхищаюсь. Хочу быть как вы, когда вырасту.
Старые дорамы как будто дают нам разрешение быть неправильными и неидеальными. Они добры к зрителю и относятся к нему с пониманием. После хорошей дорамы остается освежающее ощущение, как будто с тобой поговорили по душам. Не поучая и не осуждая.
И на сердце от этого тепло.