Дарио Ардженто - единственный из итальянских хоррор-режиссеров, известный далеко за пределами фанбазы. Если Фульчи, Деодато и даже Баву, не говоря уж о Мартино с Эрколи, знают в основном любителю итальянских ужасов, то имя Дарио Ардженто слышали почти все, кто хоть как-то интересуется кино.
Причин этому несколько. Во-первых, Ардженто всегда тяготел к большом стилю. Еще до режиссерского дебюта он написал сценарии к таким великим спагетти-вестернам, как "Однажды на диком Западе" и "Веревка и кольт". Да и потом работал с большими бюджетами и в намеренно более голивудском стиле, чем было принято в итальянской киноиндустрии. Во-вторых, вследствие этого он существенно пережил конкурентов и продолжил снимать ужасы и триллеры в 90-х и 2000-х. Стоило ли это делать, отдельный вопрос, но тем не менее. В-третьих, Ардженто часто работал в США, где его приглашали в различные хоррор-антологии.
Все это позволило Ардженто вписать свое имя не только в нишевую, но и в общую историю кино. Своими фильмами 70-х и 80-х он это безусловно заслужил, но за некоторых его коллег по итальянскому хоррор-цеху, получивших в разы меньше признания немного неловко. С другой стороны, в интернет-эпоху ситуация уже далеко не такая неоднозначная и переоценка истории кино происходит постоянно и в режиме реального времени.
О 19 фильмах Ардженто кратко
Птица с хрустальным оперением (L'uccello dalle piume di cristallo), 1970
Начал Ардженто ударно. Уже первый его фильм задал стандарт для молодого жанра джалло. В "Птице с хрустальным оперением" присутствует весь необходимый жанровый набор: загадочный убийца, случайный человек, занявшийся расследованием, сцены графического насилия, эксцентричные персонажи и яркая цветовая гамма.
Кошка о девяти хвостах (Il Gatto a nove code), 1970
Следующий джалло Арженто оказался значительно проще. Он больше похож на классический голливудский детективный триллер, чем на эксплуатационные итальянские ужасы. Исполнитель главной роли Карл Малден, перевоплотившийся в слепого случайного следователя, это впечатление только усиливает.
Четыре мухи на сером бархате (4 mosche di velluto grigio), 1971
Завершение условной джалло-трилогии. Лучше, чем "Кошка о девяти хвостах", но уступает "Птице с хрустальным оперением". Второй и третий фильмы трилогии вообще получились какими-то наименее эксплуатационными из всех ранних работ Ардженто.
Пять дней (Le cinque giornate), 1973
Самый странный фильм Ардженто. Единственный не-хоррор и не-триллер в его обширной фильмографии. "Пять дней" представляет собой историческую плутовскую комедию с Адриано Челентано в главной роли. И адресован фильм скорее фанатам Челентано, чем Ардженто.
Кроваво-красное (Profondo rosso), 1975
Именно "Кроваво-красное" вывело Ардженто из ряда итальянских мастеров ужасов в ряд главных хоррор-режиссеров мирового масштаба. С одной стороны, это 100% джалло со всеми необходимыми атрибутами.С другой - снят фильм на принципиально ином качественном уровне, чем было принято в жанре. Ардженто обильно заимствует из Хичкока, Поланского и Антониони, создавая на экране мрачную, но затягивающую в себе реальность. Настоящая веха в хорроре.
Суспирия (Suspiria), 1977
Уже не джалло, но все еще параноидальный хоррор. Многими именно "Суспирия" считается лучшим фильмом Ардженто. Не могу в полной мере согласиться с этим утверждением, однако как психоделический хоррор фильм работает отменно. После выхода одноименного ремейка, снятого Лукой Гуадиньо, крутость оригинала становится еще более очевидной.
Преисподняя (Inferno), 1980
Если говорить о лучшем фильме Ардженто, то я выберу именно "Преисподнюю". Сюжет в кино присутствует, но он служит связующим звеном жутких макабрических сцен, безостановочно следующих одна за другой. По словам самого Дарио, идея фильма, как и образный ряд, пришли к нему, когда страдал от галлюцинаций, лежа с сорокаградусной температурой. Насколько это достоверное утверждение судить трудно, но "Преисподняя" действительно похожа на особо сочный кошмар; даже сценарий работает не в логике реальности, а в логике измененных состояний бессознательного.
Дрожь (Tenebre), 1982
Достойный поздний джалло, но после "Преисподней" воспринимается как серьезный откат назад. Ардженто снимает прямо противоположное предыдущему фильму. Здесь для него гораздо важнее детективная интрига, чем образный ряд и атмосфера. В принципе детектив получился, но это не совсем то, чего ждешь от режиссера.
Феномен (Phenomena), 1985
Триумфальное возвращение в форму. Ардженто смешивает джалло с визуальным макабром "Суспирии" и "Преисподней" и создает скромную жанровую классику. Чем хорош "Феномен"? До самого финала не ясно, какому именно поджанру хоррора он принадлежит. Имеют ли происходящие ужасы естественное или сверхъестественное происхождение? Ну и врезающиеся в память образы, которые надолго остаются с вами.
Ужас в опере (Opera), 1987
Последний настоящий хоррор-шедевр в фильмографии Ардженто. Если посмотреть на фильм только с точки зрения сценария, то можно обнаружить почти классический джалло. Но фильм на 100% создает визионерский взгляд Ардженто. Именно в "Ужасе в опере" его умение показать что угодно максимально сочно, эффектно и пугающе достигает совершенства.
Травма (Trauma), 1993
Что-то среднее между джалло и очередной волной фильмов о серийных убийцах, всплеск популярности которой случился благодаря "Молчанию ягнят". Фильм выглядит странно. Он итальянский, но действие происходит в США. Фирменный стиль Ардженто присутствует, но сценарий заметно отличается от его предыдущих работ большим реализмом. Хотя мне "Травма" скорее нравится. Есть у этого кино специфический шарм.
Синдром Стендаля (La sindrome di Stendhal), 1996
Второй психотриллер подряд, где главную роль исполнила дочь режиссера Азия Ардженто. Несмотря на наличие серийного убийцы к джалло "Синдром Стендаля" можно отнести очень условно. Скорее это психологический хоррор, снятый в фирменном избыточном стиле Арженто, который можно охарактеризовать, как "Хичкок на кислоте".
Призрак оперы (Il fantasma dell'opera), 1998
Если "Ужас в опере" был последним великим фильмом Ардженто. то "Призрак в опере" - последний просто хороший. Дальше все будет печально. Кино представляет собой экранизацию романа Гастона Леру, а не мюзикла Ллойда Уэббера, поэтому рассчитывать стоит на готический хоррор, который в целом и получился.
Без сна (Non ho sonno), 2000
Даже гениальный Макс Фон Сюдов не может помочь этому фильму выглядеть чем-то большим, чем детективным триллером категории "Б". Первый фильм режиссера, в котором не осталось ничего от его фирменной визуальности, а без неё получился только набор безжизненных жанровых клише.
Игрок (Il cartaio), 2003
Впрочем на фоне "Игрока" предыдущий фильм выглядит очень даже ничего. Все познается в сравнении. Это опять очень плохая, лишенная саспенса, логики и изобретательности история об идейном маньяке, которых после "Молчания ягнят" Демме и "Семи" Финчера было снято не меньше, чем слэшеров в 80-е.
Вам нравится Хичкок? (Ti piace Hitchcock?), 2005
Телевизионный триллер о серии убийств, имитирующих сцены из самых известных фильмов Альфреда Хичкока. Все, кто видел хотя бы 5-6 фильмов Ардженто, влияние Хичкока на режиссера могли заметить без особого труда. Идея у фильма интересная, реализация так себе.
Мать слёз (La terza madre), 2007
Крайне неудачная попытка вернуться в ведьмовско-макабрибический мир фильмов "Суспирия" и "Преисподняя", с которыми "Мать слёз" составляет условную трилогию. К сожалению, к 2007-му от былого режиссерского моджо практически ничего не осталось.
Джалло (Giallo), 2009
Только за название этому фильму можно простить очень многое. Хотя сценарий ближе к маньячным триллерам 90-х, чем к "желтым ужасам". Но назвать так свой фильм - это круто. Почти так же круто, как если бы Slayer записали альбом и озаглавили его Thrash metal.
Дракула 3D (Dracula 3D), 2012
Ох, наконец этот фильм. Yе могу сказать, что целенаправленно отсматриваю плохое кино, но трэша довелось видеть немало. "Дракула" Ардженто - худший фильм всех времен, снятый большим режиссером. Выглядит это как нелепый студенческий фильм, созданный человеком, который о существовании кинематографа узнал за неделю до съемок и наспех прочитал "режиссуру для чайников". Да, все действительно настолько плохо.