Таганрог любят не только кинематографисты, цари и туристы, любящие культурных отдых, но и литераторы.
Антон Павлович Чехов.
Конечно же, мы бы даже если очень сильно хотели, не смогли бы ничего не сказать о Чехове. Таганрог упоминается в его дневниках, а также мельком в рассказах и повестях.
Повесть “Огни”.
Почему-то очень тяжело давалась автору, писалась медленно, как сам выражался Чехов - “не вытанцовывается”. Хоть писатель и был очень недоволен процессом и промежуточными результатами, итоги работы очень понравились современникам: многие находили знакомые моменты и дух в повести, в тексте чувствовалась таганрогская жизнь.
Сюжет частично автобиографичен - Чехов написал его под впечатлением от поездки в родной город в 1887 году. Какой-то период времени он соседствовал на одной Елизаветинской (Конторской) улице с парой: ветеринаром и актрисой. Писатель ухаживал за девушкой, но, к его огромному сожалению, последняя выбрала другого.
Повесть “Степь”.
Очень “целенаправленное” произведение, если можно так выразиться. Чехов давно лелеял мечту написать большое, “серьезное” произведение. И он уже знал, о чем оно будет - о приазовской степи. Специально, чтобы освежить детские и юношеские воспоминания, Антон Павлович направился в 1887 году на малую родину.
Автор специально не указывал точную локацию места действия, всё, что известно - дело было на юге, в округе Таганрога. Примечательная черта произведения - поэтичность описания местности.
Рассказ “Человек в футляре”.
Одна из немногих работ, в которой персонажи имеют свои реальные прототипы или собирательные образы.
Несмотря на легкий тон, рассказ повествует о трагедии канонического чеховского “маленького человека”. Беликов - сотрудник гимназии, закрытый человек. Даже общение и поддержание связи с друзьями он понимает как молчаливую встречу.
После неудачной истории со сватовством к понравившейся ему девушке он скоропостижно, но тихо и мирно умирает. Даже на поминках героя все присутствующие чувствовали не грусть, а облегчение.
Как утверждал сам брат Чехова, Беликов был списан с учителя гимназии, в которой учился знаменитый таганрожец - Александра Фёдоровича Дьяконова. Такой же скупой, строгий и закрытый и как персонаж рассказа, однако его история была куда интереснее! После смерти Дьяконов завещал свой дом родному городу Таганрогу, а огромную накопленную за всю жизнь сумму денег отдал в фонд помощи малообеспеченным учителям.
Вот так, казалось бы, абсолютно непримечательный "серый" человек стал образом и легендой, которой гордятся жители города, а экскурсоводы с удовольствием делятся ей с туристами. И да - в Таганроге помнят не только о прототипе, но и о самом персонаже.
Парнах Валентин Яковлевич
...Играют марш в однообразии,
Заброшенный, как Таганрог.
И вновь, учеником гимназии
Сижу я в ложе, тверд и строг.
Автор не единожды отсылался к Таганрогу и его местах в своих стихотворениях. То поэт свой сон сравнивает с закатами и гаванью города, то просто вспоминает запахи и атмосферу Таганрога перед отъездом.
Парнах был своеобразным человеком. Кстати, Софья Парнох - родная сестра автора, ради благозвучия немного сменила фамилию. О ней мы упоминали в одной из первых наших статей.
Как и многая интеллигенция тех лет Валентин имел целый ряд творческих талантов: поэт, актер и музыкант. Кроме этого, был полиглотом - языки давались ему практически мгновенно.
Отдельным и большим увлечением Парнаха был джаз. Он значительно преуспел в этом направлении, а дата, в которую таганрожец провел первый в России концерт своего джаз-бэнда, была объявлена Днем джаза.
Паустовский Константин Георгиевич
Прозаик подходил к Таганрогу больше с конструктивной, насущной и бытовой стороны. У него нет ностальгической теплоты и возвышенной поэзии, с которыми многие выходцы города отзывались в своем творчестве о нем.
Паустовский в юношестве был человеком физического труда: работал на разных заводах, потом рыбачил. Несмотря на далеко не вдохновляющую нагрузку, из-под его пера выходили достойные очерки, которые печатались в различных местных газетах. Лишь ближе к 30 годам прошлого века он начал свою деятельность как журналист.
Сам дух Таганрога описан в цикле его работ под названием “Приазовье”, более конкретно - очерк “Порт в траве”.
Иван Дмитриевич Василенко
У автора имеется целый сборник работ, посвященным маленьким гражданам страны, попадающим порой в совсем непростые, взрослые ситуации.
Одна из работ этого сборника - “Солнечные часы”. С самого начала текст нам говорит чуть ли не прямо, что дело происходит в Таганроге:
“Многие годы по солнечным часам шла жизнь этого южного городка, омываемого вечно говорливым морем.”
Сам сюжет раскрывать не будем, лишь скажем, что это очень тяжелый, но трогательный рассказ о бедах от фашизма, надежде и патриотизме.