Найти тему
OVER 9000

Почему усилие затяжки "по мануалу" может серьёзно навредить

Всем привет, всем желаю лёгкого начала трудовой недели, и сегодня техническая запись. Хочу поделиться своим не самым маленьким опытом касательно тяги болтов по моментам из Руководств по ремонту (далее - РпР). Далее, в вольном пересказе приведу сообщение одного из моих знакомых, который периодически ковыряется со своей старенькой Вольво:

Затягивал болты боковой крышки двигателя, где цепь. Вроде, динамометрический ключ новый и не самый дешёвый, но один болт-таки провернул. Странно, потому что туда явно ещё не лазили - следовательно, потянуть и сорвать до меня не могли. Тянул строго по мануалу, ближе к верхней границе усилия...

Так вот, товарищи, усилия затяжки по мануалу - очень коварная штука... Дело в том, что щепетильные буржуи чуть ли не в 90% случаев предписывают менять болты и гайки на новые при первом же откручивании — где только можно и нельзя... Нашему человеку это кажется несколько диковато, но на то есть объективные причины.

В любом руководстве по ремонту автомобиля вы встретите подобную таблицу для разных деталей и узлов.
В любом руководстве по ремонту автомобиля вы встретите подобную таблицу для разных деталей и узлов.

Ответственные болтовые соединения (а не ответственных, по мнению этих же буржуев, нет и быть не может) очень часто затягиваются на грани текучести резьбы. Именно поэтому (не только, но в том числе) Вольво/Мерседес/Хюндай (нужное подчеркнуть), в отличие от нашемарок, не нужно протягивать заново уже после первой сотни километров пробега после покупки. Там всё затянуто как надо, да и материалы применяются получше. Но. Выкрутив этот болтик из условной 15-летней Вольво, в руках мы его держим уже подрастянутым и подуставшим. Хотя выглядеть он может огурцом. Плюс, одно дело его выкрутить через 5 лет, другое - через 15... В общем, именно поэтому руководства и предписывают практически везде применять новые метизы. Тем не менее, если очень лень или дорого покупать каждый раз новый оригинальный комплект болтов или гаек (а брать неоригинальный смысла нет - может быть ещё хуже), рекомендую поступать следующим образом. Для б/ушных болтов и гаек лучше брать нижнюю границу мануального момента, и отнимать от неё где-то 7 -8% значения.

Допустим, если усилие предписано как 50-65 Нм, то берём нижний предел и отнимаем от него 7% (с округлением в меньшую сторону) - получаем 46 Нм .

Динамометрический ключ (если кто впервые о таком слышит). Позволяет затягивать резьбовые соединения с заданным усилием.
Динамометрический ключ (если кто впервые о таком слышит). Позволяет затягивать резьбовые соединения с заданным усилием.

95%, что с таким расчётом усилия течь/подсасывать/болтаться в итоге не будет, а шанс что-то сорвать и обеспечить себе головную боль на ровном месте практически нулевой. Конечно, если там не всё сгнило напрочь, и открутилось до этого только с газом и болгаркой... Но такие крайние случаи не берём.

Исключение из описанной методики составляет, наверное, только ГБЦ. Притяжка там очень высокая, нагрузки тоже, прокладочка тоненькая, а привалочные плоскости в абсолютном большинстве случаев не эталонны. Поэтому, там лучше не экспериментировать. Тем более, что если до вас голову не тянули трёхметровой трубой на глаз сразу три дяди Васи - резьбу в ГБЦ, при соблюдении указанной в РпР технологии притяжки даже старыми болтами шансов сорвать практически нет. А вот всякие термостаты, дроссели, крышки на герметиках… Там вполне можно применять указанной выше способ. Не денется оно никуда, если чуть-чуть послабее затянуть. Если одолевает паранойя - можно при этом дополнительно использовать синий (разъёмный) фиксатор резьбы.

Авто
5,66 млн интересуются