В ходе проработки в 1882 году 20-летней кораблестроительной программы было принято решение строить наряду с броненосными крейсерами «суда с малым углублением и быстроходящие, чтобы отражать неприятеля при нападении на наши берега и порты».
В то же время разработка программы совпала с формированием активной морской политики России, в которой наряду с крейсерской доктриной решались и задачи по освоению и охране дальневосточных рубежей.
В последнем случае выбор пал на «большие, с сильной артиллерией канонерские лодки с ходом 11 уз», способные не только действовать
в прибрежных районах, но и совершать длительные морские переходы. Одиннадцать таких канонерских лодок предполагалось построить
для Балтийского моря, восемь — для Сибирской флотилии.
18 мая 1882 года управляющий Морским министерством адмирал
И. А. Шестаков предложил «поискать образец канонерской… лодки
с погонным орудием, малой осадкой (не более 8 фут), с посредственной скоростью и небольшим запасом угля». Рассмотрев ближайшие заграничные аналоги подобных кораблей и не найдя «образца
для подражания», Морской технический комитет (МТК) решил принять
за основу проект канонерской лодки, разработанный заводом
«В. Крейтон и К0 » («Wm. Crichton & Co») в Або (сейчас г. Турку, Финляндия). Предназначенная для действия в составе Сибирской флотилии, эта лодка при водоизмещении 508,7 т должна была иметь
на вооружении одно 9-дюймовое орудие, пять 9-фунтовых и две скорострельные пушки. Однако уже в апреле 1883 года кораблестроительный отдел МТК переработал проект в расчете
на плавание лодки в «Восточном океане».
Водоизмещение возросло, для уменьшения качки предусматривались боковые кили, для увеличения автономности — «шхунская парусность».
Одновременно из Швеции, уже имевшей определенный опыт
в проектировании и постройке подобных кораблей, получили чертежи
и спецификации канонерских лодок «Edda» и «Rota». Рассмотрев их, кораблестроительный и артиллерийский отделы МТК пришли к единому выводу, что по вооружению и мореходным качествам отечественный проект лучше; после доклада от 21 апреля 1883 года из Морского министерства поступило распоряжение «канонерскую лодку для Тихого океана строить по проекту МТК».
Несмотря на все усилия завода «В. Крейтон и К0 » добиться заказа на две лодки, Адмиралтейств-коллегия выдала ему наряд 4 мая только на одну, решив вторую строить в Швеции. После длительных переговоров заказ на нее со сроком готовности не позднее 1 августа 1884 года получил Бергзундский механический завод («Bergsunds Mekaniska Yerkstads Nya AB») в Стокгольме, с которым 5 сентября 1883 года заключили соответствующий контракт. За три месяца до этого (28 мая) главный командир Кронштадтского порта и доверенный завода «В. Крейтон и К°» подписали контракт на постройку канонерской лодки в Або, которую намечалось ввести в строй не позднее 31 мая 1885 года. Приказом от 2 декабря 1883 года обе лодки, получившие наименования «Сивуч» (Бергзундский завод) и «Бобр» (завод «В. Крейтон и К°»), были зачислены в «списки флота, в состав Сибирской флотилии».
Согласно спецификации «стальная канонерская лодка» имела следующие основные тактико-технические элементы: водоизмещение 950 т, длина по грузовой ватерлинии 57,1, ширина без обшивки 10,6, углубление 2,9 м. Забегая вперед, скажем, что строительная и эксплуатационная перегрузки увеличили водоизмещение лодок от 1134 т у «Сивуча» до 1230 т у «Бобра».
При постройке разрешалось использовать как русские, так и иностранные (финские, шведские) материалы. Строго учитывалась перед установкой
на места масса не только корпусной стали, но и механизмов, дельных вещей; при этом допускалось только «уменьшение размеров до 4%,
но отнюдь не увеличение их». Толщины стального горизонтального киля, поясьев на скуле составляли 11,9, смежных с ними поясьев —
11,1, остальной обшивки — 9,5 мм. В пределах угла обстрела 229-мм орудия толщина фальшборта равнялась 4,8 мм, такую толщину имела
и стальная настилка по бимсам, проходившая над носовым орудием; здесь, а также в районе машинного отделения шпация уменьшалась
с 608 до 450 мм. Корпус разделялся на восемь водонепроницаемых отсеков, что, по мнению адмирала С. О. Макарова, в части непотопля-емости ставило «небольшую канонерскую лодку неизмеримо выше таких больших корветов, как “Витязь” и “Рында”»; уже в ходе постройки Степан Осипович предложил отделить коридоры гребных валов от машин «посредством водонепроницаемых переборок» или крышек, а также смонтировать на протяжении 16–77 шп. магистральную трубу.
В машинном и кочегарном отделениях устанавливались эжекторы
и донки, причем последние приспосабливались как для питания котлов, так и для «тушения пожаров и мытья палуб»; кроме того, предусматри-вались две ручные помпы системы Даутона. Индикаторная мощность двух двухцилиндровых машин «компаунд», работавших каждая на свой гребной винт, составляла 1000 л. с.
Полная нагревательная поверхность шести цилиндрических котлов
с дымоходами, выведенными в одну дымовую трубу телескопической конструкции, на «Бобре» составляла 362,7, на «Сивуче» — 418,5 м2;
в контрактах строго оговаривалось, что масса всей энергетической установки не должна превышать 190.
По предварительным расчетам, запаса топлива (162 т) должно было хватить на 1794 мили при полной скорости (11,5 уз) и на 2340 при почти девятиузловой и двух работавших котлах; кроме того, фирма Крейтона предполагала «при закрытых кочегарках и усиленной тяге» повысить суммарную индикаторную мощность машин до 1300 л. с, что позволяло достичь 12,5 уз (кстати, в контракте с Бергзундским заводом такой пункт отсутствовал).
Вооружение лодок состояло из одного 9-дюймового (228,6-мм) орудия длиной 30 калибров на бортовом станке системы Пестича.
Оно располагалось в носу на верхней палубе в закрытом неброниро-ванном помещении (в «закрытом баке», как его именовали в некоторых документах тех лет). Стрельба велась лишь по курсу через порт в носовой стенке. При этом помимо наводки корпусом предусматривался некоторый угол поворота орудия относительно порта. Кроме того, палубе в носовой оконечности придали уклон к форштевню для стрельбы на близких дистанциях или в момент таранной атаки.
Кормовое 6-дюймовое (152,4-мм) орудие длиной 28 калибров устанавли-валось на железном станке системы Пестича, который состоял
из собственно станка и поворотной платформы (рамы). Шесть 9-фунтовых (106,7-мм) «дальнего боя пушек» стояли открыто на верхней палубе.
В процессе эксплуатации к ним периодически добавляли от одного
до четырех пятиствольных 37-мм орудий Гочкиса.
С 1887 года на вооружении лодок имелось и по одному десантному орудию Барановского. В 1904 году вооружение «Сивуча» усилили
еще двумя 47-мм орудиями Гочкиса. Снабжались лодки и парусным вооружением, окончательный тип которого определился уже в ходе постройки; в связи с переходом кораблей на Дальний Восток МТК
на своем очередном заседании в феврале 1884 года принял решение «вооружить их бригом», сместив грот-мачту на 1,5 м в нос и снабдив убирающимся бушпритом.
Палубный настил предполагалось сделать из сосновых досок, сходные рубки над люками и световые люки — из красного дерева или тика;
также из красного дерева изготавливалась мебель в кают-компании
и офицерских помещениях. Экипаж по штату насчитывал девять офицеров и 130 матросов. Смета на постройку каждой лодки с вооружением,
но без стоимости рангоута, якорей и якорь-цепей составила 418 тыс. руб.
Продолжение статьи о строительстве канонерских лодок читайте
в следующих публикациях нашего канала.
© Н. Н. Афонин
Перед Вами фрагмент сборника "Мидель-шпангоут" №23/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangu
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!