Доброго времени суток. Не за горами уж и финал моего вам повествования о самых видных работах американского писателя жанра ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. Или за горами? Хм...
"Сомнамбулический поиск неведомого Кадата", 1926
М-да, конечно. Тот случай, когда сюжет не перескажешь хоть тресни, разве что из "Википедии" текст скопировать. Так что акцентирую внимание на другом.
Говоря о "Серебряном ключе", я высказал своё видение сути произведения, однако оно было разрушено этим "Поиском Кадата"(Если не читали, то советую ознакомится с разбором того произведения. Да и с разборками вообще всего, что я, зря стараюсь что ли?). На деле оказалось, что Рэндольф Картер попал не в мир своих детских лет, не в свои счастливые годы, нет, но тоже в довольно приятное место. А именно в некий город, залитый светом, который до того запал ему в душу, что когда он перестал видеть его во снах, решил найти его во что бы то ни стало. Не спрашивайте, почему в последнем рассказе с его участием он куда-то пропал, видя картины из своего детства, а тут ему уже снятся какие-то города и он шляется по какому-то мистическому миру, - я не знаю. В общем, план Картера по возвращению в солнечный город(не тот, который с Незнайкой) в том, чтоб добраться до Кадата, который являет собой что-то вроде то ли горы, то ли гигантского дворца, то ли дворца на горе, найти на нём, на Кадате, каких-то богов и умаслить их даровать ему путёвку в залитый солнцем город(не тот, который Сочи, хотя вообще возможно, как знать). Ещё, говоря о сюжете, могу только подметить, что финальный твист с Ньярлатхотепом неплохой. А ещё здесь фигурирует город Ултар из "Кошки Ултара" и есть персонаж Пикмэна из "Модель для Пикмэна" в виде упыря.
Думаю, из описания ясно, что эта повесть не ужасы, а скорее приключенческое фэнтези, только с лавкрафтовским колоритом. С описаниями архитектурных и не только объектов, с кучей излишних подробностей, с прорвой событий по пути к финалу, со всякими непонятными названиями. Надо сказать, получилось странновато, не в плохом смысле, необычно и сложно в плане того, как это читается. Аудиокнига, которую я слушал время от времени, длилась около 6-7 часов, однако на полное ознакомление было потрачено около трёх дней. Потому что стоит на секундочку отвлечься, читаешь ли или слушаешь, и всё - читай заново, либо успешно не понимай дальше.
Не буду сильно затягивать разговор об этом произведении, поскольку тут можно завести отдельную дискуссию, но сейчас в том особой нужды нет. Если интересно, можете прочесть, но будьте готовы, что будет непонятно, сложно, запутанно, что некоторые части текста придётся перечитывать, и не факт, что единожды. Зато если вы таки это сделаете, то как минимум можно будет этим выпендриваться перед всеми подряд. Достижение далеко не копеешное, уж поверьте.
"Случай Чарльза Декстера Варда", 1927
Юный Чарльз Вард(или Уорд) в свои-то годы уже седой и просиживает штаны в психушке. О том, как и почему он туда попал, и расскажет это произведение. Если вкратце, то потому что его дальний предок был каким-то тёмным магом, балующимся с демонами и мертвецами. Чарльз пытался повторить путь деда(видно, уже на стадии осознания своих корней опять поехал крышей, как герой "Крыс в стенах"), экспериментировал с магией и потусторонним миром, ну и дошутился. В финале рассказчик узнаёт, что Вард сумел призвать дух своего безумного деда, тот его убил и спрятал, а сам принял его облик, и именно дед-двойник сидит в психушке, после чего он навещает псевдо-Варда и убивает его, тем самым изгнав злого родственника обратно, откуда он и пришёл.
Рассказ, как видите, по сюжету похож на "Крысы в стенах", только "Случай" в 6 раз больше по объёму и именно поэтому в 6 раз скучнее. Зачем было так растягивать эту историю, нагружая её лишними подробностями про быт предка Варда, когда тот был ещё живой и не поехавший, про народное ополчение против него, про их рейд его дома, про всё вот такое. Даже неплохой финал не способен в одиночку вытащить эту историю до того уровня, чтоб её можно было однозначно рекомендовать.
"Цвет из иных миров", 1927
На ферму простых обывателей сваливается метеорит, который светится непонятным цветом, который медленно, но верно отравляет всё вокруг, землю, воду и людей, которые сходят с ума. Финал - неутешительный.
Если честно, то говоря о "Цвете из иных миров" мне на ум скорее приходит недавняя одноимённая экранизация с Николасом Кейджем, хоть кто-то и считает, что она не отображает суть и вообще воняет, но мне зашло. Только вот непостижимый цвет в фильме заменили на вполне различимый какой-то кислотный розовый. А так и события довольно размеренные, и атмосфЭра есть, и жуткие сцены, и отсылки на фильм "Нечто" Джона Карпентера есть для ценителей.
А именно рассказ мне понравился чуть меньше, но не потому, что он плохой, а потому что все эти рассказы Лавкрафта, что я описывал здесь и в прошлых частях, я читал один за другим, взахлёб, поэтому когда я дошёл до "Цвета", то начал уже уставать, утомляться от детищ маэстро ужаса. Это не значит, что дальше можно не читать, что я написал, но что я был к последним рассказам писателя не так снисходителен и чуток, как к предыдущим. Однако даже так я могу признать, что "Цвет из иных миров" недурная работа. Просто лично мне, думается, надо будет её перечесть.
"Ужас Данвича", 1928
Довольно много времени прошло с момента прочтения мной "Ужаса Данвича", так что сюжет и впечатления помню только схематично, примерно. Конечно, по такому поводу я мог бы его и перечесть, но я не сделал этого по причине, ам, ну, а-а-а, эм, о, смотрите, птица!...
В небольшом городе Данвич была семья, и были они странные какие-то. Часто сидели дома, увлекались всякими тёмными материями, а на чердаке у них порой что-то двигалось и издавало какие-то звуки. В один день поймали где-то в городе непонятную тварь, которая оказалось сыном того семейства, что пытался украсть важную вещицу - книгу "Некрономикон" безумного араба Абдула Альхареда, дабы использовать её в своих, должно быть, не самых благородных целях. А в Данвиче тем временем высвободилась та штука, что просиживалась на чердаке этого семейства, и начало буянить. Для разборок с существом, что я не уверен как точно описать, так что смотрите на прикреплённую мной чуть выше иллюстрацию(кстати, не спрашивайте, как оно умещалось на чердаке. Вроде бы отъелось или что-то такое), был вызван специальный отряд, которые смогли вычислить чудище, которое оказалось ещё и невидимым может быть, и забороть его какой-то контрмагией.
Касаемо моих впечатлений, скажу, что они были скудные. Обычный такой рассказ на 2-3 часа времени. Просто средняя работа без изысков. Даже сказать особо нечего.
"Шепчущий во тьме", 1930
Протагонист знакомится с профессором Генри Экли и заводит с ним переписку на тему их исследований неких пришельцев, весьма успешно скрывающихся от взоров людей. Пару раз твари перехватывают их сообщения друг другу, не давая делиться важной информацией. Дабы неповадно было, монстры осаждают дом одинокого живущего Экли и каждую ночь вынужденного сдерживать их набеги, но даже так они с каждым днём становятся всё ближе. В один момент Экли ненадолго пропадает, после чего сообщает, дескать, всё нормально, они просто пошутили да ушли восвояси. То ли его зовут, то ли по своей инициативе, но протагонист посещает друга, замечает за тем некоторые странности, и... Как думаете, что в итоге оказывается? Да, ожидаемо, до старика на самом деле добрались и, видимо, устранили, а то, что герой видел было лишь срезом кожи лица и рук. Жалко, конечно.
Так-то рассказ вполне себе, но финальный твист опять тянется до последней строки так, будто он не очевиден почти сразу как старик перестал выходить на связь, а тут вдруг заявляется и говорит, что всё круто. Чувство того, что где-то в мире тихо и незаметно работает группировка рептилий, устраняющая неугодных и исследующая людей, действительно угнетает и, что называется, заставляет задуматься. Подобная идея будет фигурировать ещё в одном рассказе, но о нём позже.
"Хребты Безумия", 1931
Группа исследователей отправляется в Антарктиду и делится на две группы. Первая группа находит замёрзшие тела неизвестных доселе существ, называемых Старцами, и начинает из исследование, но довольно скоро связь с группой теряется. Вторая группа, в которой состоит и рассказчик, прибывает на место и обнаруживает всю команду жестоко убиенной, а тела некоторых Старцев пропали. Рассказчик и ещё один учёный отправляются на вертолёте пересекать самые высокие протяжённые горы, за которыми обнаруживают целый ледяной город, куда спускаются, и узнают через барельефы историю цивилизации Старцев, находят тела оставшихся Старцев, и одного Шоггота, существо, вид которых изобрели Старцы как рабов, но которые восстали против этих самых Старцев в трудное для них время и пожрали их всех. Шоггот гонится за героями, но им удаётся покинуть город на вертолёте, но в последний момент соратник протагониста что-то видит внизу, что навсегда ломает тому психику, а также они слышат какой-то странный звук, похожий по звучанию на "текели-ли, текели". В конце рассказчик обеспокоен тем, что туда же собирается ещё одна экспедиция, которая может открыть миру то, что ему знать вовсе не нужно, и страхом того, что из-за этого шогготы могут выйти в открытый мир и тогда уж все мы услышим на улице это "текели-ли, текели", и это будет одна из последних вещей, что будут нами услышаны.
Несмотря на то, что я здесь пересказал сюжет, я крайне рекомендую ознакомиться с повестью самостоятельно, дабы насладиться ею прямо и без посредников. АтмосфЭра захватывает с первых строк и не отпускает до самой последней строки. Опасность в повести описана детально и она реальнее некуда. Спорный момент только в том, что автор прям очень долго описывает убранство этого ледяного города Старцев, почти всю вторую половину повести вплоть до встречи с шогготом, которая происходит уж почти под самый-самый конец. А так это одно из самых лучших произведений Лавкрафта, если не самое лучшее.
"Морок над Иннсмутом", 1931
Есть где-то такой городок, как Иннсмут, куда посторонние стараются не соваться. Но только не главное действующее лицо. Он прибывает в Иннсмут, слушает единственного человека, который мало того, что вообще с ним заговорил, так ещё и рассказал легенду о том, что какой-то капитан продал души жителей города каким-то подводным божествам и последующие поколения становились полулюдьми-полурептилоидами или типо того крч, а после вынужден провести в городе ночь, но поспать ему не удаётся, так как за ним поднимается в погоню половина города, однако хитростью и манёврами он таки сваливает. Но не тут-то было. Оказывается, он потомок иннсмутских жителей, следовательно, тоже рептилоид, потому чувствует, что его тянет обратно. Такие пироги.
Несмотря на отсутствие яркого действия, первая половина повести мне зашла поболее, а вот погоня, занимающая почти всю финальную треть текста, как ни странно, довольно скучная. А финальный твист именно здесь добавлен будто ради галочки. В тех же "Крысы в стенах" или "Шепчущий во тьме" в сюжетном повороте заключается отчасти суть происходящего вообще. А тут оно ничего сюжету не добавляет. Ну типо вот, ну и пусть ещё герой тоже окажется ретилоидом крч, вот, да, вот. В общем, средний рассказ, хоть и один из самых популярных у автора.