Найти тему
Открытая семинария

Мысли-комментарии на книгу Еноха, 8:1 (часть 2)

Оглавление

Продолжение. Читать часть 1

Первый кузнец Тувалкаин (Тубалкаин, Тубал-Каин)

В Библии в книге бытие 4:22 мы читаем о Тувалкаине (Тубалкаине), потомке Каина. Именно о нём упоминается, как о родоначальнике, среди людей, кузнечного дела. Возможно именно его Азазелл научил этому делу. Т.е., как видим, открывая людям какие-либо знания падшие ангелы побуждают использовать их не столько в целях мира и добра, сколько в целях разрушения всего и вся.

-2

Значение профессии в происхождении имени

Книга Бытия, 20 глава, го­во­рит, что Ту­бал-Ка­ин был «куз­не­цом всех орудий из меди и железа», или «ис­кус­ным изоб­ре­та­те­лем ору­дий из меди и железа». Хотя это может озна­чать, что он был куз­не­цом по ме­тал­лу, но при срав­не­нии текстов 20 и 21 можно пред­по­ло­жить, что он, воз­мож­но, был и пер­вым ре­мес­лен­ни­ком по меди и же­ле­зу. T.C. Митчелл предполагает, что он «от­крыл воз­мож­но­сти хо­лод­ной ковки само­род­ной меди и метео­рит­но­го железа»[1]. Ту­бал-Ка­и­на можно даже назвать пер­вым химиком[2].

В дру­гой связи можно ска­зать, что Тубал-Каин ра­бо­тал над из­го­тов­ле­ни­ем ору­жия. Раши от­ме­ча­ет, что он был «ис­кус­ным и изощ­рён­ным в ре­мес­ле Каина, чтобы из­го­тав­ли­вать ору­жие для убийц[3]». В своём труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий пишет, что: «Тубал пре­взо­шёл всех муж­чин в силе и был очень ис­кус­ным и из­вест­ным в бо­е­вых действияхи в первую оче­редь изоб­рёл ис­кус­ство об­ра­бот­ки латуни». Уол­тер Эл­велл предполага­ет, что его изобре­те­ние пре­вос­ход­но­го ору­жия, воз­мож­но, было мотива­ци­ей для осуществ­ле­ния кровной мести за Ламеха[4].

Обряд «Козёл отпущения»[5]

С Азазеллом связывают один из древних ежегодных иудейских обрядов — Козёл отпущения. При проведении обряда закалывали жертвенный скот «за грехи народа», и одного козла, «возложив на него все грехи народа», отводили в пустыню (см. Лев.16).

Значение этого слова комментаторы определяют по-разному. Например, в Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна: «отсылаемый козёл». Ряд комментаторов утверждает, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню[6].

«Азазель, — пишет Раши, — название скалистой горы в пустыне»[7]. В других книгах Торы объясняется, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил, которые используются Всевышним для наказания за преступления (нечто вроде Сатаны).

Выводы

Как видно, разные комментаторы по-разному трактуют слово «Азазелл». Евреи, и в частности Раши, не хотели видеть в Азазелле реальную фигуру падшего ангела, т.к. это отсылало их к Книге Еноха. А она категорически ими отвергалась из-за мессианского содержания. Другими словами, Книга Еноха не вписывалась в богословие иудеев.

Мы же, на основании Книги Еноха и Библии видим, что Азазелл реальное существо, но он не падший ангел Люцифер, ставший Сатаной. Именно о нём, о его грехе и грядущем наказании всякому безбожнику напоминал ежегодный обряд очищения, связанный с двумя козлами. Как падший ангел был отлучён от своего народа ангельского, так и отступивший человек исключался из народа Божьего, а в конце будет исключён из человеческой семьи.

«Мир изменился». Следование за разного рода бунтарями всегда приводило к изменениям в обществе. Следование за одним из главных бунтарей вселенной привело к изменению мира. Не только на уровне поведения и внешности людей, но и в природе. С тех пор ничего не изменилось. Ненасытное потребительство приводит к поиску всё новых способов удовлетворения жадности. И, как следствие, требуются новые ресурсы для решения возрастающих желаний грешных людей. А это сказывается на самой Земле, её экосистеме. Результат возмездия самой Земли не заставляет себя долго ждать. Само же восстание против Бога-Творца также не остаётся без наказания. Всё работает по установленной Творцом причинно-следственной связи. Пустых мест не бывает. Там, где нет Бога, пустоту заполняют демоны.

---

Книга Еноха уже готовится к изданию. Будет отпечатано 200 экз. Если есть желание, ещё можно оказать фин. поддержку её издания. Страница поддержки издания книги Еноха в современном русском переводе.

Читать книгу Еноха на сайте Духовный миллионщик.

Группа посвящённая исследованию этой книги в Facebook

---

[1] T. C. Mitchell, "Tubal-cain, " in New Bible Dictionary (IVF, 1962), 1302.

[2] Tubal-Cain Acclaimed as Pioneer Chemist (англ.) // The Science News-Letter (англ.)русск. : magazine. — Society for Science & the Public, 1941. — 30 August. — P. 142.

[3] https://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/8168/showrashi/true

[4] Elwell, Walter E. Baker Encyclopedia of the Bible (неопр.). — Grand Rapids, Michigan: Baker Book House (англ.)русск., 1988. — С. 2109. — ISBN 0-810-3447-7.

[5] https://clck.ru/LpPjD

[6] Вавилонский Талмуд, Трактат Йома, лист 37.

[7] Раби Шломо бен Ицхак — комментатор Торы и Талмуда; Франция, XI-й век