Продолжение. Читать часть 1
Первый кузнец Тувалкаин (Тубалкаин, Тубал-Каин)
В Библии в книге бытие 4:22 мы читаем о Тувалкаине (Тубалкаине), потомке Каина. Именно о нём упоминается, как о родоначальнике, среди людей, кузнечного дела. Возможно именно его Азазелл научил этому делу. Т.е., как видим, открывая людям какие-либо знания падшие ангелы побуждают использовать их не столько в целях мира и добра, сколько в целях разрушения всего и вся.
Значение профессии в происхождении имени
Книга Бытия, 20 глава, говорит, что Тубал-Каин был «кузнецом всех орудий из меди и железа», или «искусным изобретателем орудий из меди и железа». Хотя это может означать, что он был кузнецом по металлу, но при сравнении текстов 20 и 21 можно предположить, что он, возможно, был и первым ремесленником по меди и железу. T.C. Митчелл предполагает, что он «открыл возможности холодной ковки самородной меди и метеоритного железа»[1]. Тубал-Каина можно даже назвать первым химиком[2].
В другой связи можно сказать, что Тубал-Каин работал над изготовлением оружия. Раши отмечает, что он был «искусным и изощрённым в ремесле Каина, чтобы изготавливать оружие для убийц[3]». В своём труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий пишет, что: «Тубал превзошёл всех мужчин в силе и был очень искусным и известным в боевых действиях…и в первую очередь изобрёл искусство обработки латуни». Уолтер Элвелл предполагает, что его изобретение превосходного оружия, возможно, было мотивацией для осуществления кровной мести за Ламеха[4].
Обряд «Козёл отпущения»[5]
С Азазеллом связывают один из древних ежегодных иудейских обрядов — Козёл отпущения. При проведении обряда закалывали жертвенный скот «за грехи народа», и одного козла, «возложив на него все грехи народа», отводили в пустыню (см. Лев.16).
Значение этого слова комментаторы определяют по-разному. Например, в Септуагинте оно переведено как «тот, кто должен быть отослан», что соответствует термину, которым пользуется Мишна: «отсылаемый козёл». Ряд комментаторов утверждает, что Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню[6].
«Азазель, — пишет Раши, — название скалистой горы в пустыне»[7]. В других книгах Торы объясняется, что этим словом называют и «подварианты» духовных сил, которые используются Всевышним для наказания за преступления (нечто вроде Сатаны).
Выводы
Как видно, разные комментаторы по-разному трактуют слово «Азазелл». Евреи, и в частности Раши, не хотели видеть в Азазелле реальную фигуру падшего ангела, т.к. это отсылало их к Книге Еноха. А она категорически ими отвергалась из-за мессианского содержания. Другими словами, Книга Еноха не вписывалась в богословие иудеев.
Мы же, на основании Книги Еноха и Библии видим, что Азазелл реальное существо, но он не падший ангел Люцифер, ставший Сатаной. Именно о нём, о его грехе и грядущем наказании всякому безбожнику напоминал ежегодный обряд очищения, связанный с двумя козлами. Как падший ангел был отлучён от своего народа ангельского, так и отступивший человек исключался из народа Божьего, а в конце будет исключён из человеческой семьи.
«Мир изменился». Следование за разного рода бунтарями всегда приводило к изменениям в обществе. Следование за одним из главных бунтарей вселенной привело к изменению мира. Не только на уровне поведения и внешности людей, но и в природе. С тех пор ничего не изменилось. Ненасытное потребительство приводит к поиску всё новых способов удовлетворения жадности. И, как следствие, требуются новые ресурсы для решения возрастающих желаний грешных людей. А это сказывается на самой Земле, её экосистеме. Результат возмездия самой Земли не заставляет себя долго ждать. Само же восстание против Бога-Творца также не остаётся без наказания. Всё работает по установленной Творцом причинно-следственной связи. Пустых мест не бывает. Там, где нет Бога, пустоту заполняют демоны.
---
Книга Еноха уже готовится к изданию. Будет отпечатано 200 экз. Если есть желание, ещё можно оказать фин. поддержку её издания. Страница поддержки издания книги Еноха в современном русском переводе.
Читать книгу Еноха на сайте Духовный миллионщик.
Группа посвящённая исследованию этой книги в Facebook
---
[1] T. C. Mitchell, "Tubal-cain, " in New Bible Dictionary (IVF, 1962), 1302.
[2] Tubal-Cain Acclaimed as Pioneer Chemist (англ.) // The Science News-Letter (англ.)русск. : magazine. — Society for Science & the Public, 1941. — 30 August. — P. 142.
[3] https://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/8168/showrashi/true
[4] Elwell, Walter E. Baker Encyclopedia of the Bible (неопр.). — Grand Rapids, Michigan: Baker Book House (англ.)русск., 1988. — С. 2109. — ISBN 0-810-3447-7.
[6] Вавилонский Талмуд, Трактат Йома, лист 37.
[7] Раби Шломо бен Ицхак — комментатор Торы и Талмуда; Франция, XI-й век