Найти тему
частные суждения

Исходник истории о Георгии Победоносце и Змие?

Одним из самых известных и почитаемых христианских святых является Георгий Победоносец, живший в III — начале IV в. нашей эры. Причём чаще всего вспоминают не его мученичество за веру, а апокрифический подвиг — победу над чудовищным змеем, которому местный правитель (описанный в предании как «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа») жертвовал горожан. Когда дошло до его родной дочери, жестокий царь нарядил её в лучшее платье, украсил драгоценностями и отправил в пещеру змия.

Св. Георгий и змей в современном представлении.
Св. Георгий и змей в современном представлении.

Георгий, проходивший мимо по каким-то своим делам, увидел посреди пустыни одинокую плачущую деву и осведомился о причине её скорби. Тут как раз выполз змий. Георгий поразил его копьём в гортань, однако не убил. Царевна повязала поверженному чудовищу свой пояс и повела его на этом импровизированном поводке в свой родной город. На его центральной площади Георгий обратился к горожанам с проповедью христианства, в завершение которой одним ударом меча обезглавил змея. Обрадованные горожане немедленно массово крестились.

Официальный герб Москвы, согласно законодательному акту от 11 июня 2003 года.
Официальный герб Москвы, согласно законодательному акту от 11 июня 2003 года.

Образ Георгия, поражающего копьём змея, был и остаётся весьма популярным. Сейчас он красуется на гербе и России, и Москвы. Однако католики, признающие Георгия как святого мученика, предпочли в XVI веке вычеркнуть «чудо о змие» из его житий как весьма сомнительное. В самом деле, драконо- и змееборчество приписывалось великому множеству разных исторических личностей. К примеру, в «Истории сражений Александра Великого», сочинённой в XIII веке, тот находит способ справиться с василиском, преградившим путь его армии. Этот монстр убивал любого воина одним лишь взглядом, но Александр догадался (а может, просто вспомнил миф о Персее и Медузе Горгоне) использовать зеркальный щит.

Рыцарь против василиска. Иллюстрация к фэнтези.
Рыцарь против василиска. Иллюстрация к фэнтези.

Что ещё хуже с христианской точки зрения, змееборчество было характернейшей чертой многих языческих богов — греческих (Аполлон убивает Тифона, выползшего из Тартара), египетских (Ра побеждает змея Апопа, чтобы тот вернул египетскому народу всю воду, выпитую им из рек) и прочих, относящихся к индоевропейской традиции. Однако был у римского христианина Георгия и другой предшественник — его соотечественник, живший намного ранее.

Обложка «Аттических ночей» Авла Геллия, издание 1651 г.
Обложка «Аттических ночей» Авла Геллия, издание 1651 г.

Благодаря римскому писателю Авлу Геллию (который творил во II в. н.э.), ссылавшемуся на не дошедший до нас труд «История» некоего Туберона, мы знаем о подвиге, приписываемом не какому-то обычному воину, а целому консулу Атилию Регулу. Консул в республиканском Риме был чем-то вроде половины президента (государством правили два консула одновременно), а в военное время — главнокомандующим. Атилий Регул является историческим лицом, хоть и сильно легендированным. Во время Первой Пунической он возглавлял римскую армию, высадившуюся в Африке между Карфагеном и Утикой.

Гравюра с одним из вариантов казни Атилия Регула. Здесь его помещают в бочку с шипами и спускают с горы.
Гравюра с одним из вариантов казни Атилия Регула. Здесь его помещают в бочку с шипами и спускают с горы.

Про Атилия Регула после его смерти сочинили весьма поучительную историю, сближавшую его с христианским Георгием в том смысле, что Атилий также стал мучеником, хоть и не за веру. Потерпев поражение в битве при Тунете, Атилий попал в плен. Через пять лет карфагеняне отправили его в качестве посла в Рим. С него взяли честное слово, что если он не сумеет договориться с соотечественниками о возвращении в Карфаген знатных пленников, то сам вернётся во вражескую столицу на расправу. Поскольку его дипломатическая миссия провалилась, то Атилий честно вернулся и был казнён каким-то особо изощрённым образом (его казнь описывают по-разному, в зависимости от фантазии автора очередной биографии Атилия Регула). Нынешние историки считают, что Атилий умер в плену, а легенда о его мученичестве возникла из-за тех пыток, которым римляне подвергли карфагенских пленных — для оправдания этого неприглядного поступка и придумали мученичество Атилия, за которое якобы мстили римляне.

Применение баллисты против дракона в сериале «Игра престолов».
Применение баллисты против дракона в сериале «Игра престолов».

А в 256 г. до н.э., когда Атилий был не только свободен, но и командовал римской армией, ему (согласно рассказу Туберона, переданному Авлом Геллием) пришлось столкнуться с «змеем невиданного размера». Это случилось возле реки Баграда (сейчас она называется Меджерда и протекает через Алжир и Тунис), где встали лагерем римляне. Атилий Регул, как нормальный командир, лично с мечом или копьём на змея не бросился, а привлёк к битве подчинённые ему легионы. «При великом содействии всего войска с помощью баллист и катапульт» змея наконец-то удалось убить. Атилий отослал в Рим кожу этого чудовища. Когда её измерили, длина монстра оказалась 120 футов (около 36 метров). Возможно, эта легенда стала прототипом христианского сказания о победе римского воина над огромной змеёй.