ХЕЛЬСИНКИ — Главный производитель космических аппаратов Китая разрабатывает систему посадки человека для лунных миссий, согласно отчету об официальном академическом визите.
В кратком новостном сообщении Школы аэронавтики и астронавтики Сямыньского университета от 1 июля (Китай) названы лица, ведущие проекты, имеющие отношение к планам высадки человека на Луну в Китае, и, в частности, проект высадки упоминается как “национальная стратегия”.
Известно, что Китай уже разрабатывает и тестирует новые ракеты-носители и космический аппарат нового поколения, способный отправлять астронавтов на Луну. Система посадки и подъема на Луну имеет один из отсутствующих ключевых компонентов архитектуры полета человека на Луну.
В докладе Ян Лей назван “главным командиром системы лунных посадочных аппаратов с экипажем” в Китайской академии космических технологий (CAST), подчиненной государственному космическому и оборонному подрядчику China Aerospace Science and Technology Corp. (CASC).
Во время визита в Сямыньский университет Яна сопровождали заместитель главного командира проекта и еще один участник экипажа космического корабля нового поколения CAST, разработанного для полетов в дальний космос. Другие дочерние компании CASC работают над новой ракетой-носителем, рассчитанной на человека.
Никаких подробностей о спускаемом аппарате во время встречи предоставлено не было, на которой был представлен текущий прогресс и будущие планы высадки людей на Луну. Был опубликован ряд слайдов, но они были намеренно размыты. Иллюстрация с китайской космической конференции в сентябре 2020 года содержит информацию об одной концепции и была представлена в рамках более широкой архитектуры посадки на Луну.
Чжоу Яньфэй, заместитель генерального конструктора китайской программы пилотируемых космических полетов, заявил китайским СМИ во время конференции в прошлом году, что, наряду с прогрессом в области ракета носителей и космических аппаратов, разработка спускаемого аппарата, жизнеобеспечение, опыт полетов и возможности наземной поддержки для операций за пределами низкой околоземной орбиты-все это необходимо для того, чтобы лунные миссии с экипажем были возможны.
Китайская миссия по возвращению лунного образца Chang’e-5, запущенная в ноябре прошлого года, использовала профиль миссии по рандеву на лунной орбите. Сложность миссии отчасти рассматривалась как проверка технологий, необходимых для возвращения астронавтов с лунной поверхности и стыковки с орбитальным космическим кораблем для возвращения домой.
Руководство сообщило, что Китай приобрел чертежи и документацию советских двигательных установок, предназначенных для посадки на Луну с экипажем, и призывало к “творческим подходам” при проектировании своих аппаратов для полета человека на Луну.
Национальная стратегия высадки на Луну
Характеристика высадки человека на Луну в качестве национальной стратегии представляется беспрецедентной. Хотя это указывает на определенный уровень национальной поддержки проекта, его значение остается неоднозначным.
В релизе Школы аэронавтики и астронавтики говорится, что школа “полностью воплотит дух важной речи Генерального секретаря Цзиньпина [по случаю 100-летия основания Коммунистической партии Китая], направит учителей на активное участие в научно-исследовательской деятельности в рамках национальной стратегии полета на Луну с экипажем и внесет вклад в реализацию великого возрождения китайской нации”.
Однако проект высадки человека на Луну не был конкретно определен в 14-м пятилетнем плане Китая (2021-2025 годы), утвержденном в марте.
Позднее, в 2021 году, Китай опубликует пятую космическую белую книгу с подробным описанием приоритетов на пять лет вперед. В документе можно было бы указать и подробно описать дальнейшие планы и поддержку полета на Луну. Текущие проекты свидетельствуют о том, что Китай постепенно накапливает возможности, опыт и знания для проведения таких миссий.
Национальное космическое управление Китая (CNSA) в июне обнародовало дорожную карту для Международной лунной исследовательской станции (ILRS), которая будет разработана совместно с Россией. Проект предусматривает высадку экипажа в 2030-х годах.
Разработка новой ракеты для отправки экипажа в транслунный полет, в которой используются существующие технологии Long March 5 и модернизированные двигатели, наряду с прогрессом, уже достигнутым на космическом корабле с возможностями глубокого космоса, привела к предположению, что Китай может быть способен запускать окололунные миссии с экипажем уже в 2020-х годах.
У Яньхуа, заместитель главы CNSA, отказался сообщить дату потенциальной первого прилунения китайского экипажа , когда его спросили во время последующей пресс-конференции.
Тем временем Соединенные Штаты работают над возвращением астронавтов на Луну. НАСА в апреле заключило контракт с SpaceX на вариант А программы "Система посадки человека". SpaceX потенциально может посадить версию своего космического корабля на Луну в 2024 году в рамках программы Artemis.
P/S " Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки