Найти тему
Chungurova Tatiana

Innuendo - намек на что?...

Оглавление

Сегодня заключительная публикация относительно двух песен, которые привлекли мое внимание - «Kashmir» и «Innuendo».

(Спойлер - тут не будет дифирамбов).

Опять начну с нескольких общеизвестных фактов. Меня упрекали, что я пишу то, что уже 30 лет как известно. Ну так, дорогие товарищи, а ведь новых-то фактов не будет! Будут новые поклонники их творчества, которые, может быть, с этими фактами не знакомы. Нет ничего зазорного в том, чтобы не знать. Стыдно не пытаться узнать.

А теперь о прекрасном!

Знание – сила, как известно. Вдохновившись этим утверждением, мы не будем стесняться – мы попытаемся узнать и разобраться.

Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор написали Innuendo, вдохновившись Кашмиром Led Zeppelin. Это утверждение мы слышим из уст Роджера Тейлора в фильме Долезала The Queen Phenomenon.

Кстати, вот мое вИдение "Кашмира".

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/kashmir-duhovnyi-kvest-6111929328db5c01c12d0ee8

На этот же очевидный факт указывает и то, что Роберт Плант на концерте памяти Фредди Меркьюри на стадионе Уэмбли в 1992 году, исполнил полную версию этой песни, а в середине пошла самая «идейная» часть Кашмира – слова о Шангри-Ла под летней луной (My Shangri-la beneath the summer moon). Да, исполнение не было удачным. Я не знаю, да и бесполезно рассуждать, что пошло не так. Жаль. Потому что сама идея была замечательной и очень проникновенной.

Но песня Innuendo должна быть значима сама по себе, учитывая ее эпичность, и то, что она появилась всего лишь за 10 месяцев до смерти Меркьюри. Уже хотя бы поэтому ей было предназначено занять некое особое место в творчестве группы. Кроме того, мы знаем, что клипы Queen всегда были наполнены символами, аллюзиями и реминисценциями.

Кстати, перебирая свидетельства о создании этой песни, я нашла два противоречащих друг другу утверждения. В первом сказано, что ни один кадр клипа не ускользнул внимания Меркьюри (свидетельство Хаттона). Во втором же, наоборот, утверждается, что создание клипа не требовало участия группы и легло на плечи Долезала и Хибберта (Unusually for Queen, the video had minimum input from the band - much of the ideas coming from director's Jerry Hibbert and Rudi Dolezal. The piece required no actual work on the part of the band, relying instead of award winning animation). Предположим, что все же Меркьюри контролировал создание клипа. От этого и будем отталкиваться.

В этой публикации я попытаюсь свести вместе все, что я думаю по поводу архитектуры песни и лирики. А вокал и музыка – бесценны! Здесь я не буду писать о них. Скажу только, что в Innuendo Queen наконец-то вернулись к своему сложному, великолепному стилю первых альбомов, и это было просто замечательно!

Но повторюсь – я нахожу, что и музыка, и совершенно фантастический вокал намного опережают по мастерству и воздействию на слушателей, клип и лирику.

Попробую объяснить, почему я так считаю.

Лирика

Опять-таки и интернет нам рассказывает, что слова начал писать Меркьюри, а подхватил Тейлор.

Начнем с названия.

Innuendo. Слово происходит из латинского языка и может переводиться как косвенный намек, нескромное предположение, обычно с умыслом очернить или опорочить кого-то. Инсинуация такая. Дословный перевод – «кивая в чью-то сторону». Вроде как с общим настроением клипа этот перевод совсем не согласуется. Идем дальше. Риторический прием с опущенным, но очевидным выводом, сделанный для усиления силы аргумента тоже можно назвать словом «innuendo». Но это частный случай. Так что в основном это слово обозначает уничижительный намек на человека или вещь, инсинуацию.

Существует еще и самое простое объяснение тому, как слово это попало в заглавие песни. Мне попадалась легенда, согласно которой, играя в скраббл (мы помним, что эта настольная игра была очень ценима Фредди) он вдруг воскликнул – «Какое прекрасное слово! Надо его использовать…» Ну, было или не было никто уже нам не скажет. Но нужно иметь в виду, что это слово могло просто понравиться членам группы своим звучанием.

А вот такая прикольная версия – ведь в песне Kashmir нет Кашмира, так почему не допустить, что в Innuendo нет никаких намеков? Одним словом, так можно продолжать до бесконечности. Засим оставим название в покое.

Загадкой для меня остается то, почему песня с такой совершенно недвусмысленной лирикой (ну, нету в словах никаких завуалированных посланий) получило такое название.

Перечитаем слова Innuendo еще раз по этой ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/kashmir-innuendo-610e791aaf6d700e3dd13f26

Лирика вполне очевидная. Но, может, намек все же есть? Может быть, можно что-то заключить из сопоставления слов и видеоряда в клипе?

Я снова и снова пересматривала клип. Я скажу откровенно – в клипах к таким песням Queen как I Want To Break Free, It’s A Hard Life или I’m Going Slightly Mad я нахожу гораздо более интересную идею и ее воплощение. Хотя клип, безусловно, интереснее лирики.

Если мы слегка отрешимся от всех технических наворотов, использованных в клипе, и зададимся вопросом видна ли здесь четкая идея, то ответом будет – да, видна. Социальная. Плюс призыв быть самим собой. Рискуя вызвать всеобщее негодование скажу - достаточно банально перед лицом вечности. Особенно, если учесть, что на счету группы есть "Марш Черной Королевы", "Семь Морей Рая", тот же Nevermore, промолчу уже о Богемской Рапсодии ...

По поводу этого клипа Википедия лаконично гласит – «он о неспособности человечества жить гармонично».

Так просто, но не совсем в стиле Queen. Во многих интервью Фредди Меркьюри признавался, что не любит песни-лозунги, песни-призывы. И вдруг песня-лозунг – «миру-мир».

Получается, что, если мы берем песню вместе с клипом, то картина получается еще более пестрая, чем если бы мы просто прослушали песню без клипа.

Клип

Для сингла Innuendo было создано очень сложное (и технически, и для восприятия) музыкальное видео. Участники группы появляются только в виде иллюстраций, взятых из более ранних музыкальных клипов Queen (таких как Miracle, Scandal, Breakthru, Invisible Man, I Want It All и кадров из “Live на стадион Уэмбли 1986”). Я уже писала, что происходящее на экране снято в стиле фильма «1984» (двухминутки ненависти).

Видео получило награду за лучшее достижение в музыкальном видео. (Чикаго в 1991 году фестиваль American Film & Video Festival. Тут меня постигает крамольная мысль, что, может быть, приз был получен именно за социальную тематику клипа и его техническую сложность? Мы знаем – так бывает. Вы можете представить себе, чтобы клип It’s A Hard Life получил подобную награду? Я – нет! А ведь там идея просто гениально преподносится. Имеющий глаза - да увидит, имеющий уши - да услышит! Вообще клип шикарный, один из моих любимых).

Давайте проследим за тем, что разворачивается перед нами в клипе.

  • Увертюра. Гранвиль – Жонглирующий вселенными. Слышен свист ветра. (Обратите внимание, что у Жонглера на груди висит полумесяц, ну точно, как банан на груди у Фредди-арлекина! А сердца у Фредди нанизаны на ожерелье, как у амура Гранвиля из моей предыдущей публикации!)
-2
-3
  • Тут же опровергнем заблуждение, что четыре арлекина – Меркьюри, Мэй, Тейлор и Дикон с вкладыша – это видоизмененные рисунки Гранвиля. Нет! Это рисовала художница Анджела Ламли (Angela Lumley) по мотивам…)
  • Появляется здание театра – на него как на экран проецируется тот же, но уже оживший, Жонглирующий, вернее, два Жонглирующих.
  • Кстати, в книге Гранвиля "Другой мир" Жонглер - это такой демиург, творящий вселенные.
  • Барабанная дробь. Мелодия, под которую легко себе представить, как по пустыне движется караван.
  • Перед нами сцена игрушечного театра с закрытым занавесом. Занавес открывается, но там нет сцены – там заброшенное помещение и дверь, ведущая к… другой обшарпанной двери. Наконец-то мы попадаем в помещение, но это не театр, а кинотеатр. На экране рисованный клип. Уже ни для кого не секрет, что четверых членов группы рисовали в стиле разных художников. https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/fragment-k-innuendo-611972e36eab3f04dec131ea
  • (Что тут приходит на ум? Вся жизнь театр, и люди в нем актеры… А тут не просто театр – мы видим занавес, но за занавесом обманка, нет ничего, действо начинается только за какой-то невзрачной дверью. Что это за «иннуэндо» такое? Мир –это фальшь и тщета или мы все актеры-марионетки и нами руководит какой-то кукловод? Если так, то обретает смысл тема марионеток и шутов – все мы по жизни слегка трикстеры, вертимся, крутимся, куда-то спешим, участвуем в крысиных бегах, носим разные маски, а потом вдруг бац!...Я в этой публикации буду больше обращать внимание на детали и задавать вопросы, а не отвечать на них).
  • На 55 секунде очень любопытно посмотреть, кто же все-таки сидит в зале. Моя первая ассоциация – сон Татьяны из «Евгения Онегина».
  • И что же видит?.. за столом
  • Сидят чудовища кругом:
  • Один в рогах, с собачьей мордой,
  • Другой с петушьей головой,
  • Здесь ведьма с козьей бородой,
  • Тут остов чопорный и гордый,
  • Там карла с хвостиком, а вот
  • Полу-журавль и полу-кот.
  • Вот перед этой братией – с простреленными лбами, с пустыми глазницами, в масках, совершенно лишенной эмоций – и разыгрывается первая часть Innuendo. После стремительной смены масок и лиц на экране идут куски клипов социальной тематики ( стилизация под фильм «1984» по роману Джорджа Оруэлла. Эту книгу Мэй не раз упоминал в интервью как свою любимую), маршируют армии, нашествие саранчи («День Саранчи» Уэста или в фильме была такая сцена?), опять армии, бомбежки… На экране опять появляется Жонглирующий вселенными.
  • Ровно в 3 минуты катастрофические кадры заканчиваются, пленка проматывается обратно и занавес закрывается.
  • Далее часть фламенко – музыкальное сопровождение пляшущих шутов (арлекинов?) в масках, (один из шутов крутит на пальце шар, напоминающий те глобусы, которыми жонглирует персонаж Гранвиля). Иногда называют эту часть водевильной. Но разве это похоже на водевиль?
  • Кстати, в Каталонии есть такая народная забава под названием Кастеллес – пирамиды из людей. Ну чрезвычайно похоже на наших клоунов! Фредди уж наверняка видел это в Каталонии во время работы с Монтсеррат Кабалье. Я видела вживую – очень впечатляет. Это всегда гвоздь программы на всех народных гуляниях. Версия так себе, но пусть будет!
Ну ведь похоже на шутов из клипа!
Ну ведь похоже на шутов из клипа!
  • Затем на видео мы видим танцующих испанских крестьян, кадры прерываются вставками гравюр Гранвиля. Далее идет мелькание образов.
  • 4.35. Перед нами открытая книга. Грех не полюбопытствовать, что за книга и почему. Правда ведь? Название книги «Pelham and His Friend Tim» (1906) американского писателя Аллена Френча (1870-1946). Книга для юношества дружбе двух мальчиков, один из зажиточной семьи другой из бедной. Почти 400 страниц. Обратите внимание, что книга открыта на 33, последней, главе. Глава называется «Understandings» (осмысление, понимание, договоренности, осознание). Точнее скажу, когда дочитаю. Именно потому, что осилить 33 главы я сейчас не в силах, я дополню эту часть публикации, когда закончу читать Пэлхема. Вероятно, в этой главе развязываются все сюжетные линии, которые сплетались в один тугой клубок на протяжении всей повести. Перевода на русский язык нет. Как вы думаете, эта книга появилась здесь случайно? Может, просто под рукой была? Если вы считаете, что за этим стоит очередное «иннуэндо», тогда ждите краткий пересказ ее сюжета. Прочитав приблизительно до половины, могу сказать - книга не столько о дружбе двух мальчиков из разных слоев общества,(эдакая смесь Тома Сойера и Гекльберри Финна с Оливером Твистом) сколько о добром хозяине ткацкой фабрики, на которой всякие бездельники хотят создать профсоюзы, и что из этого получается.
-5
-6
  • 5.20 – мы опять в кинотеатре. На экране ядерный взрыв.
  • Куда-то уезжают цыганские кибитки. Пленка перематывается обратно – закрывается занавес, одна дверь, вторая, захлопываются двери кинотеатра.
  • Конец.

Сопоставляем клип с лирикой и получаем еще более разношерстную и непричесанную картину.

Что же меня так настораживало каждый раз, как я пыталась - не раз, должна сказать - взяться за Innuendo? Может быть, несоответствие незамысловатых слов песни и затейливого клипа? Прямолинейности пацифистских лозунгов и кажущейся идейной сложностью видеоряда, который мелькает перед глазами так быстро, что не успеваешь рассмотреть...

Жан Иньяс Изидор Гранвиль (настоящая фамилия Жерар, фр. Jean Ignace Isidore Gerard, по прозвищу Grandville; 13 сентября 1803, Нанси —17 марта 1847, Ванв, О-де-Сен) — французский рисовальщик-карикатурист. После смерти жены и детей потерял рассудок и умер.                             https://fr.wikipedia.org/wiki/Grandville#/media/Fichier:Grandville_(cropped).jpg
Жан Иньяс Изидор Гранвиль (настоящая фамилия Жерар, фр. Jean Ignace Isidore Gerard, по прозвищу Grandville; 13 сентября 1803, Нанси —17 марта 1847, Ванв, О-де-Сен) — французский рисовальщик-карикатурист. После смерти жены и детей потерял рассудок и умер. https://fr.wikipedia.org/wiki/Grandville#/media/Fichier:Grandville_(cropped).jpg

Спешу тут дать перевод части про Жонглирующего мирами, которое следовало бы поместить в публикацию о Гранвиле. Хотела я перевести, но поленилась. Понимаю, что зря. Исправляюсь!

"На вершине довольно большой планеты жонглер-эквилибрист демонстрировал всем упражнения в мастерстве. Никогда индейский жонглер не проявлял такой ловкости и гибкости. И спереди, и у себя за спиной, он подбрасывал шары и ловил их руками, а иногда они неподвижно застывали на кончике его носа. И шары эти были не больше и не меньше как целыми вселенными. Именно так Абль (Hahblle – один из троих путешественников по другим мирам) применил великий закон равновесия миров, правда, при этом он подверг себя большой опасности. Вместе с планетами летел аэролит (воздушный камень), который среди ученых был известен под названием "почетный крест". Он пролетел совсем рядом с его головой… Горе тому смертному, на чью голову он приземлится!.."

* * *

Ну, чтобы совсем уже не расстраиваться самой и не расстраивать читателей, попробую сделать такой вывод по поводу клипа. Мнение мое о словах остается прежним.

В клипе мы видим четверых актеров, четыре личности, каждый со своим неповторимым и непохожим характером. Характеры эти передаются через живописную манеру разных художников. Они разыгрывают перед равнодушной публикой эмоциональную драму. Публика остается безучастной. Красной нитью через весь клип проходит тема масок. Но! Если маски и скидываются, под ними обнаруживаются личины, пострашнее самих масок. Ну, прямо как у Гранвиля!

-9

Согласны мои читатели со мной или нет, одно остается бесспорным – благодаря двум песням (Kashmir и Innuendo), я прочитала две новые книги, - одну весьма любопытную ("Потерянный горизонт"), другую просто любопытную ("Pelham and his Friend Tim") - с которыми раньше не была знакома.

#queen #queen 1991 #queen innuendo #фредди меркьюри песни