ПСАЛОМ МУДРОСТИ
Подзаголовок псалма 35 такой же, как и у псалма 17. Как еще пятьдесят один псалом, он адресуется начальнику хора; как еще семьдесят один, он говорит, что его написал Давид; и как еще один (17), он называет Давида рабом Господним. Время и место его сочинения нам не известны.
Этот псалом - одновременно и плач, и мудрость, и славословие. Все эти разделы настолько резко отличаются друг от друга, что кажется, будто псалом составлен из трех независимых, механически соединенных вместе частей. По-видимому, намеренно смешивая три стиля, автор преследует свою особую цель.
Мы назовем этот псалом псалмом мудрости. Его пронизывает одна мысль - сопоставление греховности и благочестия, результатом чего является ясный выбор. Все жизненные альтернативы можно свести к двум: Бог или зло. Мудрость подсказывает, взвесив преимущества и вред того или иного выбора, прийти к разумному решению - чтобы потом не сожалеть.
Псалмопевец характеризует эти альтернативы, а затем в молитве объявляет свой выбор. Давайте и мы сделаем то же самое.
Если говорить о самом главном выборе в жизни, на чем вы остановитесь?
I. ПЕРВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА: ГРЕХ (ст. 2-5)
Первая альтернатива - это жизнь в грехе. Данный раздел псалма (ст. 2-5) представляет собой мудрость и описывает нечестивого человека, который сознательно делает зло. Он настолько укоренился в зле, что попал в его полную зависимость.
«Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом» (ст. 2-5).
В изображенной Давидом картине грехи человека разговаривают с ним, обманывая и развращая его, ведя его душу к погибели. Беззаконие и непокорность образно представлены внутренним голосом в сердце грешника, нашептывающим его душе греховные соблазны, привычки, действия и обольщения. Человек слышит:
“Нет смысла бояться Бога”.
“Нет никакой опасности в непослушании Богу”.
“Бог не узнает о твоих грехах”.
“Богу безразличны твои грехи”.
“Нет ничего страшного в грехе”.
“Что может быть лучше в жизни, чем постоянно грешить?”
Прислушавшись к таким нашептываниям, человек уже не думает о страхе Божьем (Прит. 1:7). Он полностью игнорирует Бога. Он не боится Его, не благоговеет перед Ним и даже не думает о Нем.
Зло уже завладело не только его сердцем, но и устами. Слетающие с его языка слова - лживые нарушители спокойствия, которые ранят и вводят в заблуждение. Когда-то он был мудрым и добрым, но те дни миновали. Теперь он всю свою энергию направляет на грех.
Ложась спать, он плетет интриги и обдумывает злые планы. Днем и ночью, когда он бодрствует и когда отходит ко сну, нечестие занимает все его помыслы и отражается в его жизни.
Мы видим человека, который уже какое-то время живет в нечестии и успел так развратиться, что совесть его мертва. Умерли его благородные порывы. Ничто не может отвратить его от греховных желаний, и он прямиком катится к бесплодной жизни и к Божьему суду. Ожесточившийся, он соединился со злом в наихудшем из брачных союзов.
Обратите внимание на динамику его жизни. Он знаком с учением, когда-то проявлял мудрость и делал добрые дела, но все же решил встать в ряды нечестивых. Какое-то время он чувствовал себя скверно, но потом привык и все больше уподоблялся им. И вот наступил момент, когда он целиком отдался такой жизни. Его решение не было одномоментным; это было медленное движение, пока он полностью не погрузился во зло. Александр Поп так описывает этот процесс:
«Порок - чудовище, и чтоб его возненавидеть,
Нам нужно безобразное его лицо увидеть;
Когда же часто видим, то к уродству привыкаем,
Потом жалеем, а потом в объятья заключаем».
Приняв такое решение, он стал теперь с головы до пят учеником греха. Он живет для греха, защищает и проповедует его.
Неужели вы когда-нибудь сделаете такой же выбор?
II. ВТОРАЯ АЛЬТЕРНАТИВА: БОГ (ст. 6-10)
Если человека не устраивает тот выбор, который мы только что рассмотрели, он может сделать другой: остановиться на благочестии. Давид начинает описание благочестия с того, с чего оно должно начинаться: с разговора о свойствах Бога.
«Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их. Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (ст. 6-10).
Описание Бога у псалмопевца занимает пять стихов. Четыре взмаха кисти делают его завершенным: милость, истина, правда и справедливость (“судьбы Твои”).
Божья милость (любовь; Современный Перевод) простирается до небес. Ее нельзя измерить. Истина (преданность; Современный Перевод) Его возносится над облаками. Она бесконечно выше той верности, что известна человеку. Бог выполняет каждое обещание, никогда не отклоняется от истины, не идет на компромисс и не ошибается. Его правда - что могучая гора, непоколебимая и навеки неизменная. Его справедливость - что великая бездна, глубочайший океан. Она бездонна и неисчерпаема.
Давид использует великие объективные реальности природы - небеса, облака, горы и океанские глубины - для иллюстрации качеств, неизмеримо более величественных: Божьих характерных свойств. Благодаря этим неизменным свойствам Бог сочувствует человеку и зверю.
Божья любовь к каждому человеку бесценна, неизмеримо дороже всех богатств мира. Любой человек - независимо от цвета кожи, культуры и социального положения - может прийти к Нему за спасением и надеждой.
Приходящие к Нему наслаждаются богатыми дарами, которыми Он осыпает их. Для описания тех благословений, которые Он дает любящим Его, автор использует четыре прекрасных образа. (1) Бог изображается как хозяин, который устраивает для своих гостей богатый пир и общается с ними. (2) Мы видим Бога в качестве садовника, и пришедшие в его владения беспрепятственно идут к реке, воды которой - неиссякаемое блаженство. (3) Бог представлен как источник жизни. Те, кто приходит и пьет из Него, никогда не умрут. (4) О Боге говорится как о свете. Пришедшие будут иметь свет и станут по-настоящему видеть. Солнце дает свет для физических глаз, а Бог дает свет для глаз духовных.
Поэтому Бог, или благочестие, является альтернативой греховности. Псалмопевец хочет сказать, что первый вариант - грех - ведет к еще большему страданию, обману, насилию и эгоизму. Зато второй - Бог - ведет к утонченному общению, несказанному блаженству, вечной жизни и пользе для всех людей.
Какой выбор вы сделаете?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалмопевец объявляет свой выбор. Как он может выбрать что-либо кроме Бога?
«Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня. Там пали делающие беззаконие, низринуты, и не могут встать» (ст. 11-13).
Псалом 35 завершается молитвой. Давид не может думать о высочайших свойствах Бога, не склонив голову и не прося Его и дальше любить Своих, как Он любил раньше. Решение Давида понятно. Выбор служить Богу настолько очевиден, разумен и превосходен, что Давид не тратит время на то, чтобы говорить о нем; он просто применяет его на практике. При сравнении Божья сторона так превосходна, что он не спрашивает: “Какой выбор вы сделаете?” Он ничуть не сомневается, что каждый человек увидит великолепие Бога и выберет Его.
Давид просит избавить его от тирании беззаконников и не позволить гордой ноге победителя наступить на него, как на потерпевшего поражение. Он также молится о том, чтобы рука грешника не отвела его от Бога, истины и праведности. Он не хочет общаться с делающими беззаконие, не хочет их плодов и влияния.
Мысль о том, какой конец ждет грешника, заставляет псалмопевца содрогнуться. Он предвидит их конец и не хочет быть одним из них. А вы? Благочестивые будут жить Божьей верной любовью и праведностью. Зло не может быть вечным. Оно не может сосуществовать с Богом. Бог осудит зло, когда на то будет Его воля.
Давид хочет жить на Божьей стороне, как можно дальше от беззаконников. В псалме 35 недвусмысленно угадывается та мысль, что только глупец отворачивается от Божьей милости и выбирает жизнь греха.
#псалом #изучение библии #псалмы давида #религия #христианство #бог #зло