Группа Free – это хард-блюзовый проект, в котором начинал карьеру певец Пол Роджерс. Позднее его можно услышать в легендарной супергруппе Bad Company. Кроме того, коллектив известен великолепным гитаристом Полом Коссофым, карьера которого закончилась в 25 лет.
Я решил освежить в памяти ключевые альбомы Bad Company (точнее, разучить один из рифов, но не суть), и вспомнил, что когда-то слушал и группу Free. Её можно назвать предтечей «плохой компании». Поэтому, по сути, заново ознакамливался с их творчеством. И был удивлён, насколько разные альбомы выпустила эта группа.
Свобода перед Плохой компанией
Первый диск «Tons of Sobs» вышел в 1969 году. Интро «Over the Green Hills (Pt. 1)» интригует и настраивает нас едва ли не на музыку в стиле Пинк Флойд. Однако, уже со вторым треком «Worry» мы слышим мощный шестидесятнический блюз-рок, приправленный доброй долей харда.
Сразу отмечу работу клавишника и басиста Andy Fraser, который добавляет фортепианные аккорды классической блюзовой школы. То есть это скорее стилистика рок-н-ролльных клавишных из 50-х, нежели модные прогрессивные ритмы Джона Лорда.
Впрочем, музыка группы Free наследует традиции психоделического звучания середины 60-х. Это мы слышим и на «Walk In My Shadow» с их практически кислотной басовой линией и фактически хипповскую вещь «Wild Indian Woman».
Было бы неправильно не обратить пристальный взгляд на соло гитару Paul Kossoff. Его стиль импонирует мне тем, что Пол играет классические психоделически-блюзовые фразы и не перегружает их бесконечными поливами. Все эти сочные квартовые интервалы с последующими хаммерами, переходящими в вертушка звучат привлекательно и попадают точно в меломанское сердце.
Молодые да ранние
Удивительно, что весь состав музыкантов был очень молод. Когда Free дали свой первый концерт в пабе Nag's Head pub, Полу Роджерсу было 18, Саймону Кирку (ударные) также 18, Полу Коссофу – 17, а бас-гитаристу Энди – всего 15! Тем не менее, они звучали как зрелые музыканты, которые голодны до игры.
Саймон и Кирк заприметили интересного вокалиста Роджерса в группе «Brown Sugar». До этого они играл в ритм-н-блюзовом коллективе со странным названием «Кости чёрного кота». Причём самый юный участник Энди Фрэйзер уже получал опыт не где-нибудь, а у знаменитых John Mayall & the Bluesbreakers.
Несмотря на юношеский задор и мастерство, поначалу дела у группы шли не очень хорошо. Они быстро записали первую пластинку «Tons of Sobs», в которую входила часть концертного репертуара – к примеру, длинный импровизационный номер «Goin' Down Slow», где Пол Коссофф дал себе разгуляться, а также медленный нуарный блюз «Moonshine». Неопытность для записи в студии сделала звук записи сырым и хрипловатым. Но это и помогло создать психоделический саунд.
Нет хита
Free дали ряд концертов с the Who для продвижения альбома. Но им не хватало хита. Одним из самых заметных номеров на первом альбоме был «The Hunter». «Sweet Tooth» также была неплоха, но коммерческого успеха это группе не принесло. А второй диск с названием «Free» только с натяжкой можно назвать хард-роковым. Первые два номера «I'll Be Creepin'» и «Songs Of Yesterday» ещё как-то отвечали этому тегу, а затем музыка совсем «расслабилась».
«Trouble On Double Time» с их фанковым ритмом и блюзовой гитарой (который был написан под явным влиянием Хендрикса – кумира Кософфа) задали резкое замедление темпа. А номера вроде «Lying In The Sunshine» и «Mouthful Of Grass» обволакивали слушателей намёком на медитативный фолк (который впрочем, оставался достаточно попсовым), хотя не того ждали от группы, выпустившей бодрый блюз-роковый дебют. Треки «Woman» и «Broad Daylight» сохранили в себе элементы ритм-н-блюзовой музыки.
Лучшее утро
Но наиболее интересным я считаю заключительный «Mourning Sad Morning». Пожалуй, это лучшая песня на альбоме. Хотя это и не хард-рок, а меланхоличная акустическая баллада. Но она добивается потрясающего эффекта!
От неё буквально веет зябкостью осеннего утра, когда природа только пережила яркое плодородное лето, а теперь вступает в положенную фазу. Тягучее многоголосие в припеве создаёт одну из самых проникновенных и пробирающих мелодий в роке 60-х. И конечно же – куда без флейты Chris Wood, который может быть известен вам по участию в группе Traffic.
Сейчас всё отлично
Однако, коммерческий успех пришёл к группе Free только на третьем альбоме 1970 года. Free «зазвездились» настолько, что оказались единственными участниками, затребовавшими гонорар для участия в бесплатном Phun City festival. Всё благодаря тому, что на «Fire and Water» оказался успешный сингл «All Right Now», занявший первые строчки в чартах.
Главной проблемой команды оставалась пристрастия Пола Коссоффа. Финансовая нестабильность группы вновь дала о себе знать после четвёртого альбома «Highway», записанного на скорую руку. Между вокалистом Полом Роджерсом и басистом Энди Фрейзером возникали разногласия.
И хотя группа пыталась помочь лид-гитаристу, он не воспользовался шансом и продолжал приходить на концерты в невменяемом состоянии или вовсе не появляться.
После увольнения из Free Paul Kossoff собрал группу «Back Street Crawler». Выпустил сольный диск. Также он занимался сессионными записями, среди которых несколько треков для Кена Хенсли (альбом 1994 «From Time To Time»). К сожалению, талантливый музыкант покинул нас в сентябре 1950 года в возрасте 25 лет.
Отблагодарить автора статьи или заказать обзор на свою любимую (или даже Вашу собственную) группу/альбом
Благодарю за дочитывание! Также буду признателен Вашему лайку, рекомендации друзьям (поделиться), комментариям. Спасибо и до встречи на новых статьях!