Телевидение – это евангелие, первичное откровение. Телевидение может создавать и убирать президентов, римских пап и премьер-министров. Телевидение – самая ужасная проклятая сила во всём безбожном мире, и горе нам, если она попадёт в руки плохих людей!
Тема промывки мозгов в кинематографе представлена довольно широко. Вспомнить можно целую кучу отличных фильмов: "Бразилия", "Эквилибриум", "Матрица", "Маньчжурский кандидат", "Лестница Иакова" и многое другое + десятки экранизаций знаменитых произведений фантастов. В XX веке их величество СМИ обрели невиданную до того власть над человеком, и культура не могла не отреагировать зловещими сюжетами на тему того, куда это нас заведёт. И одно дело фантастика, а совсем другое – жанр драмы, в котором снят пророческий фильм "Телесеть", о котором мы поговорим.
Действие разворачивается на одном из крупных телеканалов. Возрастной ведущий Говард Били, узнав о том, что его собираются уволить, первым делом отправляется в бар. Там он выкладывает своему другу и коллеге, что это работа была для него всем, и без неё ему, собственно, незачем жить. В пьяном бреду звучит идея – а почему бы не уйти красиво? Почему бы не сказать в следующем прямом эфире всё, что Говард Били думает об этом решении руководства, о своей жизни и обо всей индустрии новостей в целом? Так герой и поступает – в очередном выпуске передачи он не только отходит от текста и говорит всё, что придёт в голову, но и обещает в следующий раз свести счёты с жизнью прямо на глазах у телезрителей...
Так начинается этот мощный фильм, снятый в 1976 году и показавший всю суть СМИ и общественного мнения. На случай если вы его не видели, я не буду рассказывать детали сюжета, но завязка и так ясна: Говарда Били после этого искромётного выступления, разумеется, не уволили. Потому что телевидением, как и всем остальным в нашем мире, правят деньги. Высокие рейтинги передачи гарантируют высокую прибыль, и заявление героя о совершении публичного "прощания" просто не могло не привлечь толпу. А высокая прибыль – это то, ради чего мы с вами живём. Или, говоря словами одного из персонажей фильма:
Бензиновые доллары, электродоллары, мультидоллары, немецкие марки, кроны, рубли, фунты и шекели. Это международная система расчётов, которая определяет общность жизни на этой планете. Сегодня это естественный порядок вещей. Сегодня это атомарная, субатомарная и галактическая структура вещей.
Почему в новостях всегда всё плохо? Потому что если бы в них рассказывали о хорошем, никто бы не стал это смотреть. Здесь работает тот же принцип, что и с кино – никому неинтересно слушать историю, в которой нет конфликта. Подобный цинизм уже даже не шокирует – это просто наша реальность. СМИ стали такими ещё в середине XX века, когда медиамагнат Уильям Хёрст стал выдумывать новости из ничего, снабжать их жестокими иллюстрациями, делать из них "сериалы" на множество газетных выпусков и так далее. Кино – это зрелище. Телевидение – это зрелище. Новости – тоже зрелище. Зрелищем может стать всё, что можно монетизировать. И никакой моралью здесь уже давно не пахнет. Вот вам ещё цитата из фильма:
Америки нет. Демократии нет. Есть только IBM, ITT, TNT, DuPont, DAW и Exxon [мегакорпорации, приносящие миллиардные доходы]. Сегодня они являются нациями мира.
В общем, всё то, с чем мы сегодня сталкиваемся каждый день, в "Телесети", снятой 45 лет назад, было очень ярко показано. Это образцовое, мастерски снятое кино, которое с годами, к сожалению, становится всё более актуальным. Напоследок ещё одна цитата, которую Говард Били произносит в начале фильма с экрана:
Чушь – это всё ради, чего мы живём. Человек набит чушью!
И когда на канал звонит возмущённое руководство с требованием немедленно прервать передачу и убрать с экрана этого сумасшедшего, управляющий отвечает:
Он говорит, что жизнь – это чушь, но это так и есть! Чего вы разорались?
Приятного просмотра. Ставьте лайк, оставляйте комментарий, и подпишитесь на канал, будет много интересного!