На этот вопрос я отвечу в самом конце статьи, а пока предлагаю совершить виртуальную экскурсию по выставке " 100 лет итальянского стиля. Автомобили Нуччо Бертоне". Выставка открыла свои двери для посетителей 12 августа и расположена она в помещении "музея Гаража Особого Назначения", что с правой стороны от павильона "Космос" на ВДНХ. Если вы живете в Москве или собираетесь посетить столицу, то настоятельно рекомендую посмотреть эти экспозиции. Ведь если музей ГОН работает постоянно, то зал, где представлены работы ателье Bertone будет работать всего месяц, до 12 сентября. Можете использовать мой текст, как небольшой путеводитель по выставке. Так будет удобней.
При входе в зал вам сразу бросится в глаза корма ярко красного автомобиля. Это Alfa Romeo Montreal 1971 года. Нарисовал кузов этого купе знаменитый Марчелло Гандини. Изначально автомобиль задумывался как шоу-кар для выставки "Экспо-67", проходившей в Монреале. В качестве базы мастер использовал платформу от модели Giulia Sprint GT, а вот силовой агрегат позаимствовали у другой "Альфы" Giulia Ti. Мотор объемом 1,6 литра развивал мощность в 92 лошадиные силы. Машина должна была символизировать будущее, ведь на экспо, как правило, демонстрировались не только достижения современности, но и то, как люди видели будущее. Забавно, что у этого купе изначально не было имени, но посетители сами прозвали его "Монреальская Альфа". А вот первый серийный образец с таким названием показали уже на Женевском автомобильном салоне в 1970. Модель решили сделать особенной. Под капотом стоял мотор сам по себе являющийся произведением искусства. Это был V-образный восьмицилиндровый движок сконструированный Карлом Кити. Сухой картер, механический впрыск топлива и отдача в 200 лошадей. В мире существует всего 3900 экземпляров этой машины.
Справа от нее стоит четырехместное купе Lamborghini Espada 400 GT. Этот сигарообразный автомобиль тоже дело рук Гандини. Эспада, по испански, означает шпага. Машину не зря называли "гостиной на колесах" ведь в ней с комфортом могло разместиться четыре человека, да еще и с багажом. Невиданное решение для суперкара. При этом показатели мощности были великолепными. Ведь под капотом этого огромного авто стоял мотор V12 объёмом 4.0 литра и отдачей в 325 л. с.. Его оснастили шестью двухкамерными карбюраторами. Подвеска была полностью независимой. Дисковые тормоза на всех колесах. Был даже предложен "автомат", который с легкостью "переваривал" огромный крутящий момент.
Вот мой отчет о поездке на этой машине.
Кстати в мае этого года Феруччо Ламборгини исполнилось 105 лет
а вот рассказ о другом автомобиле созданном в ателье Bertone
мало кто знает, но у итальянского производителя суперкаров был и совсем необычный автомобиль, вот рассказ о нем.
А это статья о первом в мире суперкаре
Темно-синий автомобиль мало известной марки Iso тоже дело рук маэстро Гандини. Это великолепный Iso Rivolta Lele 1969 года. Владелец компании Iso Autoveicoli Ренцо Риволта решил преподнести рождественский подарок своей супруге Рашель Риволта, которую он называл Леле . Увы, сам Ренцо результат не увидел, он умер за три года до этого. Но автомобиль его вдова все же получила, да и клиенты пожелали иметь в гараже такую модель. Изначально фестбек был оснащен двигателем V8 General Motors мощностью 350 л.с.и 4-ступенчатой механической коробкой передач, позднее его заменят на пятиступку от фирмы ZF. Можно было заказать и 4-ступенчатую автоматическую коробку от General Motors. Правда союз этот был не очень долгим. Из-за финансовых разногласий в 1972 году было принято решение заменить двигатель Chevrolet на мотор от Ford. Он был хоть и менее мощным, но обходился дешевле. В машине использовалась двухрычажная подвеска на передней оси, а на задней de Dion. Дисковые тормоза так же были на всех колесах. Кожа, дерево мягкое ковровое покрытие, электростеклоподъемники и даже кондиционер.
Вот история марки Iso
а вот история модели Iso Grifo
А теперь внимание, все три перечисленных мной автомобиля принадлежат кисти одного художника Марчелло Гандини. Так вот не смотря на то, что делались они для фирм конкурирующих друг с другом, у них есть одна общая черта. Ответ вы найдете в фотографиях чуть ниже. Напишите в комментариях.
А мы идем дальше. На специальном подиуме стоит два интереснейших экспоната. Это серийный образец модели Alfa Romeo Giulietta Sprint и так называемый Masherone или деревянный макет машины 1953 года. Именно благодаря ему можно понять как именно создавался в последствии металический кузов автомашины. Сроки создания конечно поражают. Ведь первый "ходовой" прототип Giulietta, которую еще называют Giulietta SS, был представлен публике в 1957 году на Туринском автосалоне. Официально же купе запустили в производство 24 июня 1959 года. Причем презентация состоялась не на салоне, а на гоночной трассе Монца. Сделано это было совсем не случайно. Ведь Альфа готовила их к спортивным соревнованиям. Не зря же большая часть машин сразу имела омологацию FIA(Международной автомобильной федерации). Кузов был стальным, а вот крыша и двери алюминиевыми. Интересная деталь, специальная модель Sprint Speciale имела великолепный коэффициент лобового сопротивления. Он составлял 0,28, данный показатель не мог превзойти никто в течении 20 лет.
А вот чуть дальше стоят два автомобиля Volvo. Да, не удивляйтесь. Работали экспрессивные итальянцы со спокойными шведами. Серый купе с индексом 262 С или Coupe. Создал его дизайнер Серджио Коджола. Он переделал обычный кузов седан в купе. Занизил крышу, и "завалил" передние стойки. Крыша была обтянута виниловой пленкой, а на широких задних стойках красовались короны — национальный шведский геральдический символ. В течение первых лет 262-я модель выпускалась в единственном цвете — серебристый металлик с черной виниловой крышей. Начиная с 1979 года появилась версия в цвете золотой металлик без виниловой крыши. Отделка кожей и деревом твердых пород придавала автомобилю изысканность. Сиденья, подголовники, обивка дверей, даже ручки — все было обшито кожей. Цена на неё более чем вдвое превышала стоимость базовой модели 200-й серии. Тем не менее модель пользовалась спросом. В Италии собрали 6622 экземпляра.
А вот напротив этой машины стоит преемник 262С — модель Volvo 780 — был представлен в 1985 году. Сотрудничество с Bertone продолжилось, но теперь итальянцы отвечали как за дизайн и разработку, так и за производство модели. Это была самая дорогая модель за историю компании Volvo. От 700-й серии в новом автомобиле использовалось только шасси, двигатель и трансмиссия. Несмотря на внешнее сходство с седанами для купе был создан совершенно новый кузов.
Рядом со шведскими купе стоит совсем небольшой скутер Innocenti Lambretta Lui. Его нарисовал Марчелло Гандини в 1968 году. Компания составляла конкуренцию такому известному бренду как Vespa. Простейший скутер, по задумке художника, должен был понравится молодежи. И он действительно стал в свое время бестселлером.
Автомобильную часть экспозиции завершает концепт-кар Nuccio. Его показали в 2012 Женеве на автосалоне. И он должен был продемонстрировать посетителям возможности компании Bertone, отмечавшей свой 100 летний юбилей. В нем воплощены все идеи когда либо использовавшиеся кузовным ателье. Обратите внимание на сильно скошенное лобовое стекло, разве не так же выглядел прототип Lancia Stratos? Стилистически машина очень похожа и на другие работы Гандини.
Но это еще не все. На специальных стендах размещены рисунки, эскизы и чертежи кузовного ателье Bertone. В витринах можно увидеть символику компании, модели автомобилей. И даже спортивные комбинезоны Сандро Мунари и Марко Мануччи. Ведь именно в них они одержали первую победу на ралли Монте-Карло на автомобиле Stratos.
Вы можете познакомится с биографией всех дизайнеров когда-либо работавших в стенах Bertone. В общем приходите. Это стоит увидеть.
Да, чуть не забыл. Я обещал ответить на вопрос вынесенный в заголовок. Так вот в 1979 году Джузеппе (Нуччо) Бертоне – сын основателя компании Джованни Бертоне, возглавивший семейный бизнес, приезжал в Москву на переговоры. На выставке есть специальный стенд рассказывающий об этом визите. Вы не поверите, но правительство СССР привлекало Bertone и ряд других компаний к разработкам многих направлений, включая и автопром. Да, к большому сожалению дружба не сложилась. Но тем не менее, наши инженеры и художники могли не только пообщаться с коллегами из Италии, но и осмотреть привезенную ими технику.
Выражаю благодарность лично Илье Сорокину, организовавшему эту выставку. И Музею ГОН на ВДНХ, за предоставленное помещение.