В конце 80-ых московский автозавод АЗЛК переживает бурные изменения. Начинается серьезная модернизация, разрабатываются несколько новых моторов. А в 1986 году на АЗЛК начинается сборка хэтчбека Москвич 2141. Руководство завода принимает решение о расширении модельного ряда. Создав на базе хэтчбека несколько новых моделей - седан, универсал и даже минивен, хотя в СССР их предпочитали называть УПВ (Универсал повышенной вместимости).
Для всей этой плеяды автомобилей паралельно начали разрабатывать несколько моторов, среди которых были как инжекторные, так и дизельные агрегаты. Начинается строительство нового моторного завода. Все проекты активно поддерживает Министерство автомобильной промышленности. Предстоял новый качественный рывок в развитии.
В 1986 году начинается разработка нового 7-местного минивена АЗЛК под рабочим названием "АРБАТ". За разработку облика взялся дизайнер Александр Сорокин, который совместно с опытной командой художников и конструкторов начали заниматься перспективным проектом. Тем более, что проект был одобрен на самом верху.
Минивен продвигал генеральный директор АЗЛК Коломников, который до этого работал в Министерстве автомобильной промышленности и имел там хорошие связи. Поэтому никаких препятствий в реализации задумки не было. Работы длились 1.5 года. Готовый "Москвич Арбат" или АЗЛК-2139 был показан руководству завода 31 декабря 1987 года.
Прототип получил всяческое одобрение и всерьез рассматривался запуск машины в серию. Сборку машин планировали в городе Сухиничи Калужской области на заводе автоматических линий. А окончательный, серийный облик машины решили доделать уже совместными усилиями с итальянским дизайн бюро Гарнеро.
Конструкция кузова минивэна была каркасно-панельной. В основе стальной остов, плюс несущий пространственный каркас. Все наружные панели пластиковые. Передняя подвеска, привода, стойки и коробка была от 41-ого Москвича. А вот в качестве движка на прототип установили новый бензиновый мотор АЗЛК-21414 объемом 1.8 литра, мощностью 95 л.с. Именно этот мотор и его дизельные собратья объемом 1.9 литра должны были выпускаться на новом заводе двигателей.
Моторный завод строили с конца 80-ых годов на площадке МСП-3. К 1991 году производство двигателей уже было готово на 90 %, однако СССР прекратил своё существование, а с ним остановилось государственное финансирование стройки.
Но вернемся к Арбату, который оказался практически готов к серийному производству. О модели много писали в начале 90-ого года, в том же журнале "За рулем". И советские граждане предвкушали появление достойного, вместительного автомобиля для большой семьи.
Кроме классного внешнего вида и внедрения передовых решений, типа климат-контроля предсерийная модель получила уникальную эргономику. Например передние кресла для удобства посадки можно было разворачивать вокруг своей оси. Торпеда, вместе с рулевой колонкой регулировалась по высоте!!!
На машине появилась практически цифровая панель приборов с цветовой индикацией. Для СССР конца 80-ых это было весьма интересное решение. Кроме того, на рулевом колесе появились дополнительные кнопки управления вспомогательным функционалом.
В общем машина казалась самой передовой на тот момент в советском автопроме. Дизайн, функционал, практичность оказались на высочайшем уровне. Но распада СССР этот проект так и не пережил. А вскоре в историю ушел и сам завод АЗЛК.
Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор минивэна Арбат.
Посмотреть на автомобиль можно на выставке Музея Транспорта Москвы "Мечта Москвича", которая недавно открылась на ВДНХ в 26 павильоне (Транспорт СССР) рядом с ракетой Восток. Рекомендую посетить, подробнее о выставке можно узнать здесь -https://www.mtmuseum.com/mechtamoskvicha