Найти тему
Автомобильная Россия

Заглянул внутрь первого советского минивэна АЗЛК-2139 (Москвич Арбат)

В конце 80-ых московский автозавод АЗЛК переживает бурные изменения. Начинается серьезная модернизация, разрабатываются несколько новых моторов. А в 1986 году на АЗЛК начинается сборка хэтчбека Москвич 2141. Руководство завода принимает решение о расширении модельного ряда. Создав на базе хэтчбека несколько новых моделей - седан, универсал и даже минивен, хотя в СССР их предпочитали называть УПВ (Универсал повышенной вместимости).

-2

Для всей этой плеяды автомобилей паралельно начали разрабатывать несколько моторов, среди которых были как инжекторные, так и дизельные агрегаты. Начинается строительство нового моторного завода. Все проекты активно поддерживает Министерство автомобильной промышленности. Предстоял новый качественный рывок в развитии.

-3

В 1986 году начинается разработка нового 7-местного минивена АЗЛК под рабочим названием "АРБАТ". За разработку облика взялся дизайнер Александр Сорокин, который совместно с опытной командой художников и конструкторов начали заниматься перспективным проектом. Тем более, что проект был одобрен на самом верху.

-4

Минивен продвигал генеральный директор АЗЛК Коломников, который до этого работал в Министерстве автомобильной промышленности и имел там хорошие связи. Поэтому никаких препятствий в реализации задумки не было. Работы длились 1.5 года. Готовый "Москвич Арбат" или АЗЛК-2139 был показан руководству завода 31 декабря 1987 года.

-5

Прототип получил всяческое одобрение и всерьез рассматривался запуск машины в серию. Сборку машин планировали в городе Сухиничи Калужской области на заводе автоматических линий. А окончательный, серийный облик машины решили доделать уже совместными усилиями с итальянским дизайн бюро Гарнеро.

-6

Конструкция кузова минивэна была каркасно-панельной. В основе стальной остов, плюс несущий пространственный каркас. Все наружные панели пластиковые. Передняя подвеска, привода, стойки и коробка была от 41-ого Москвича. А вот в качестве движка на прототип установили новый бензиновый мотор АЗЛК-21414 объемом 1.8 литра, мощностью 95 л.с. Именно этот мотор и его дизельные собратья объемом 1.9 литра должны были выпускаться на новом заводе двигателей.

1.9 литровый турбодизель АЗЛК, который планировали выпускать на новом заводе
1.9 литровый турбодизель АЗЛК, который планировали выпускать на новом заводе

Моторный завод строили с конца 80-ых годов на площадке МСП-3. К 1991 году производство двигателей уже было готово на 90 %, однако СССР прекратил своё существование, а с ним остановилось государственное финансирование стройки.

Новые перспективные моторы АЗЛК, не пережившие развала СССР
Новые перспективные моторы АЗЛК, не пережившие развала СССР

Но вернемся к Арбату, который оказался практически готов к серийному производству. О модели много писали в начале 90-ого года, в том же журнале "За рулем". И советские граждане предвкушали появление достойного, вместительного автомобиля для большой семьи.

-9

Кроме классного внешнего вида и внедрения передовых решений, типа климат-контроля предсерийная модель получила уникальную эргономику. Например передние кресла для удобства посадки можно было разворачивать вокруг своей оси. Торпеда, вместе с рулевой колонкой регулировалась по высоте!!!

-10

На машине появилась практически цифровая панель приборов с цветовой индикацией. Для СССР конца 80-ых это было весьма интересное решение. Кроме того, на рулевом колесе появились дополнительные кнопки управления вспомогательным функционалом.

-11

В общем машина казалась самой передовой на тот момент в советском автопроме. Дизайн, функционал, практичность оказались на высочайшем уровне. Но распада СССР этот проект так и не пережил. А вскоре в историю ушел и сам завод АЗЛК.

-12

Снял для своих подписчиков небольшой видео обзор минивэна Арбат.

Посмотреть на автомобиль можно на выставке Музея Транспорта Москвы "Мечта Москвича", которая недавно открылась на ВДНХ в 26 павильоне (Транспорт СССР) рядом с ракетой Восток. Рекомендую посетить, подробнее о выставке можно узнать здесь -https://www.mtmuseum.com/mechtamoskvicha

Авто
5,66 млн интересуются