В эти дни в акватории восточной части Финского залива проходит, пожалуй, крупнейшее парусное событие этого года в регионе. Регата «Балтийский ветер». Вчера, 12 августа, участники завершили очередной, предпоследний этап (или как принято говорить в международном сообществе leg) в Приморске. Городке, который особенно часто фигурирует в моих публикациях и играет важную роль для меня лично.
Масштаб регаты связан не столько с количеством участников, сколько с географией. Охватывая фактически всю восточную часть Финского залива. Следуя из Санкт-Путербурга, они уже посетили Кронштадт, фантастический остров Гогланд (о нём есть отдельный репортаж в этом блоге здесь), далее направились в Высоцк и утром 12 августа отдали швартовые и подняли паруса, устремившись в Приморск.
Несмотря на слабый ветер, к обеду строй яхт с поднятыми (традиционно яркими) спинакерами появился в проливе Бъёркезунд. По обыкновению привлекая внимания «береговых жителей». Даже тех (в основном тех), кто не имел представления о том, что привело сюда такое количество парусных судов.
Вообще яхтинг, кроме того, что лично я считаю высшим наслаждением времяпровождения в акватории, это ещё и очень важное, социально значимое для развития прибрежных территорий увлечение. Сам по себе яхтинг можно разделить на несколько категорий. Чистый спорт, который в свою очередь имеет множество направлений. Чартер. Круизинг. Далеко не все яхтсмены увлечены гонками. Да и те, кто участвует, далеко не всегда преследует цель победить.
Так вот регата «Балтийский ветер» - это как раз тот пример, когда фактически круизные (или, по крайней мере, не спортивные в классическом понимании) яхты участвуют в соревновании, где победить, конечно, желает каждый, но главное – это участие. Путешествие, новые или знакомые уже места. Новые знакомства и встреча старых друзей. Тусовка единомышленников.
Уверен, те из вас, кто совсем далёк от темы яхтинга удивятся, услышав, что крупнейшая мировая, кругосветная регата Volvo Ocean Race по охвату аудитории сопоставима с Чемпионатом мира по футболу. Фактически являясь одним из крупнейших в мире спортивных мероприятий с точки зрения охвата и количества аудитории. Да и в целом масштаб мероприятия впечатляющ. Поскольку яхтинг в целом — это очень серьёзная часть развития туризма и береговой инфраструктуры. В отличие от моторных катеров и уж тем более наземного транспорта, владельцы яхт практически не ограничены. И формально относительно небольшая яхта длиной около 10 метров, при благоприятных условиях, может оказаться в любой точке мира. Исключительно «своим ходом». Единственное условие – акватория с достаточной глубиной. Поэтому яхтсмены по своей сути люди активные и склонные к путешествиям. Они могут и готовы отправляться к новым местам. Возвращаясь после походов в родную гавань.
В случае с нашим регионом это могут быть короткие походы к ближайшим островам. Более серьёзные путешествия к внешним островам. В «до пандемийный период» многие совершали путешествия к берегам Финляндии, Аландских островов и Шведского архипелага. Кое-кто уходил ещё дальше.
Яхтенное комьюнити формирует вокруг себя определённую среду. И при нормальных условиях предполагает не только путешествия отдельных владельцев куда-то. Но и приход таких же увлечённых из соседних, а иногда и дальних стран. Как самостоятельно, так и в рамках чартерного похода или регаты.
Крупные, масштабные мероприятия. Проведение этапов регат мирового уровня, собирают огромное количество гостей в марине (читай том городке, где эта марина находится). Пресса, обслуживающий персонал, просто туристы. Это огромное число людей, которые неизбежно пользуются береговой инфраструктурой. Бронируют номера в гостиницах, обедают в местных ресторанах, скупают сувениры, участвуют в экскурсиях. Всё это даёт импульс развития в моменте. Но это лишь первая волна. За ней приходит и вторая. Поскольку масштабное освещение в прессе привлекает внимание самых разных людей. Сперва других яхтсменов, а после и обычных туристов. Люди узнают о новых точках на карте и о тех интересных особенностях, которые их там могут ждать.
Именно поэтому для города получить право принимать этап регаты мирового уровня. Вроде «Кубка Америки» или Volvo Ocean Race – это невероятная удача. Каждый достойный борется за такое право.
Кстати, в июне 2009 этап гонки Volvo Ocean Race принимал Петербург. Это стало грандиозным событием, привлекшим в северную столицу огромное число туристов. Здорово повысив статус яхтенной точки в Восточной Европе. В значительной степени авансом. С учётом возможностей инфраструктуры того времени.
Словом. Регата – это не просто какой-то междусобойчик увлечённых людей. Конечно, масштабы мероприятий уровня «Ветер Балтики» несопоставимы с тем, что представляют из себя поистине масштабные мероприятия, даже регионального уровня. К примеру, знаменитая регата La Tahiti Perl Regatta на островах Французской Полинезии. Я как-то писал о ней в журнале Капитан клуб.
Что же мешает?
Казалось бы, имея все исходные данные, множество возможностей, мы всякий раз сталкиваемся с невозможностью их реализации в полной мере. Яхтинг – это открытость. Во всех смыслах этого слова. Россия же, страна в значительной степени закрытая. И эта проблема здорово отражается на развитие яхтинга в том виде, в котором он мог бы развиваться и тянуть за собой всё остальное.
Судите сами. Владение яхтой фактически приравнивается к владению соразмерным катером. С точки зрения стоимости стоянки, хранения и обслуживания. Но! Если круизный катер или моторная яхта — это всегда про деньги. То яхта парусная чаще всего про стиль жизни. И владельцы отнюдь не такие уж богатые, как их ошибочно представляют. Исключения есть. Но их точно нет в мире катеров и моторных яхт. Однако для владельцев яхт-клубов нет разницы. А стоимость стоянки в российских яхт-клубах, с учётом всех издержек довольно высока.
Отсутствие инфраструктуры и другие сложности тоже оказывают влияние. Не везде удобно стоять. Кое-где неудобно хранить. Один из самых развитых яхтенных-портов региона – «Йоханнес» в посёлке Советский радует большим количеством парусных яхт, пришвартованных у причальной стенки. (признаться, я не знаю, где ещё в нашем регионе можно увидеть столько яхт в одном месте). Здесь создана практически вся необходимая инфраструктура. За исключением только заправки. Но подход к яхт-клубу довольно сложный (длинный и узкий фарватер, по проливу). И поэтому короткие путешествия – редкое развлечение для владельцев парусных судов.
Куда более ярко закрытость проявляется, если взглянуть на административные регламенты. Большая часть акватории Финского залива требует наличия специальных разрешений и постоянного уведомления погранслужб. Что по душе совсем не многим. Получение необходимых бумаг требует времени и знания, как это всё верно оформить. В этой связи многие попросту не уходят слишком далеко от марины. Предпочитая не связываться с пограничниками.
И всё же главная фишка яхтинга – это международные сообщения. Возможность уйти далеко и возможность принять суда из других стран. Увы. В современных реалиях это мероприятие довольно хлопотное. Чтобы отправиться, к примеру, в Хельсинки из Выборга, владельцу сперва необходимо дойти до форта Константин в Кроншдате (а это около суток пути), где располагается единственный в регионе таможенный пункт. И уже после можно двигаться в сторону границы. Никуда при этом не заходя. Обратный путь в том же порядке. И здесь, ещё стоит отметить. Что для небольших, до 9 метров яхт путешествие вдоль прибрежной линии, с возможностью укрыться за островами – вполне по силам. А вот переход по открытой части залива к Кронштадту – предприятие не только хлопотное, но и рискованное!
Ровно та же ситуация и для иностранцев. Допустим яхта путешествует из Европы и цель её Выборгский залив или тот же Приморск. Сперва нужно сходить в Кронштадт, а уже после отправиться к интересующим местам. Это и время, и средства, и отсутствие логики. К примеру, у соседей финнов ближайший таможенный пункт располагается на острове Сантио в непосредственной близости от границы.
Когда-то были разговоры о появлении такого пункта на острове Гогланд или Козлиный (находится в непосредственной близости от границы). Но дальше обсуждений в среде яхтсменов это не ушло. Очевидно, что тем, кто отвечает за неприступность границ всё это совершенно не интересно.
А ведь одно только появление таможенного пункта в Приморске могло бы кардинально изменить статус, облик и развитие этого небольшого, но очень удобного в том числе и для яхтенного туризма городка.
Дмитрий Матвеев // ItodorTV
Instagram @ItodorTV
YouTube.com/ItodorTV
Фото автора (с)
Мой блог, где обо всём насущном и не только: DM_812