Если вы подумаете о Версале, вы подумаете, конечно, и о столах, полных самых вкусных вещей. Великолепное жаркое, восхитительные главные блюда, изумительные торты и чудесный десерт. Да, всё это было, но всё это относилось к столу королевской семьи, к Grand Couvert, а совсем не к обычным придворным. Найти что-нибудь поесть в Версале было для них делом хлопотным; и многие, особенно те, у кого не было достаточно средств, полагались на то, что их пригласят к ужину, чтобы хотя бы раз в день нормально поесть.
У Людовика XIV было все, что он хотел, и он много ел. О его привычках в еде и застольном этикете я расскажу вам в другой раз, а теперь поговорим о придворных средней руки.
Следует сказать, что Версаль во времена Людовика XIV немного походил на отель со множеством людей, живущих в комнатах или квартирах, но в нем не было ресторана для широкой публики или чего-то вроде обслуживания номеров. Нельзя было и заказать прекрасную еду из кухни. Раздобыть что-нибудь поесть в Версале было для многих настоящей проблемой.
Знаменитый Ватель (принц поваров) не мог накормить даже со всей своей армией поваров и кухарок 10-12 тысяч человек ежедневно. И это только придворных, у которых были свои слуги. Но в Версале были еще портные и художники, столяры и краснодеревщики, строители и музыканты. Уйма народа!
Домашний персонал королевской семьи, то есть те, кто занимал придворные должности, был в полном порядке, но простой придворный часто ложился спать натощак.
Каждый, у кого был придворный офис, имел право на прием у короля. Значит, они должны были быть обеспечены жилыми помещениями и продуктами питания. Продовольственный отдел в Версале назывался Буш, но на самом деле он не обеспечивал едой всех. Придворные имели право на пищу, если они были (так называемые) комменсалы, и были правила относительно того, где они могли есть. Впрочем, в Версале были правила почти для всего.
Высокопоставленный commensaux, имея апартаменты достаточно большие, чтобы принимать гостей, был в более выгодном положении. Он получал фиксированную сумму денег, которая позволяла ему устроить ужин для всей семьи, друзей и избранных гостей.
Во времена Людовика XIV gentilhomme de la chambre du roi (первый придворный королевских покоев) и maire du palais – majordomo (мажордом или, вернее, управляющий дворца) – держали, когда король был в Версале, table d'honnour (почетный стол) для других членов королевской семьи.
Стол d'honnour (чести) для дворянства высшего ранга состоял из мест для 12 людей, и бывал накрыт дважды в день. Кто там ел, было по-разному, но он был предназначен для тех, у кого были дела с королем. За этими столами приглашенные имели удовольствие наслаждаться шестью блюдами.
Все, что оставалось от блюд, подаваемых в королевском дворце, передавалось девяти господам, служившим королю в этот день, и пяти дежурным офицерам. Два специальных слуги, которых называли сердо, несли эти остатки, называемые почему-то десертом, через замок и по улице к de la Grande Commune, где все это оставлялось в специальном зале, названном Сердау. Каждый из этих господ имел право пригласить на трапезу одного из своих слуг.
Итак, королевские объедки подавались с двух разных столов. Уже не такие свежие остатки этих остатков затем передавались торговцам в киосках вдоль улицы de la Grande Commune. Они подогревали их, поливали большим количеством соуса и продавали населению, солдатам и низшим чиновникам. Немного похоже на еду на вынос, не правда ли? (Интересно, когда мы покупаем что-то вроде фаст-фуда, мы вполне можем быть уверены, что до нас эту еду никто не ел?)...
В Великой Коммуне было пять так называемых вторых столов для младших офицеров Королевского Двора с 22 местами каждый и еще два стола secondaires (вспомогательных) с 22 и 26 местами для слуг, обслуживающих короля. Всего таким образом так кормилось около 225 офицеров и слуг короля. У королевы и дофина была подобная система, чтобы кормить все свое домашнее хозяйство.
Теперь о тех, кто не имел права занимать место за table d'honnour или за столами secondaires. Это про таких офицеров, как, например, armurier (оружейник). Те получали так называемые продовольственные – деньги на еду. Остальные получали определенное количество мяса, хлеба, масла, сыра и вина. Те, кто получал деньги, обедали в одной из многочисленных гостиниц Версаля или ходили к частным лицам, которые предлагали питание за деньги… но это было довольно дорого.
Что-то вроде частной кухни не входило в первоначальные планы Версаля, и, помимо кухонь, обслуживающих королевскую семью, в 17-м веке была во дворце только одна, предназначенная исключительно для высшей знати. Позднее небольшие кухни появились повсюду, в том числе и в лачугах вдоль стен дворца. До этого некоторые люди полагались на маленькие печки в своих апартаментах или гардеробных, если они у них были, где можно было приготовить что-то вроде супа.
Людовик XIV призвал всех своих придворных строить собственные отели в Версале и предоставил им участки земли для строительства. Дворяне, имевшие собственные отели, тоже почти никогда не жили в них. Они предпочитали свои маленькие квартирки во дворце, но эти отели были им необходимы, потому что там у них была кухня. Там готовили их еду и возили через город во дворец, где ее можно было подогреть и подать. Дворянам, которые могли себе это позволить и не имели отеля, еду доставляли из различных мест. Правда, это тоже было довольно дорого.
Обычный дворянин ничего не желал так, как быть приглашенным к обеду теми, у кого есть средства, чтобы иметь кухню или заказывать еду из отелей… но увы, было явно недостаточно дворян с возможностью приглашать отобедать, чтобы накормить всех. Таким образом, нужно было быть веселым и приятным, чтобы тебя регулярно приглашали, и тот, кто бывал таким нечасто, ложился спать голодным.
Самый простой способ для простого придворного разжиться чем-нибудь съестным – это многочисленные развлечения, проводимые в Версале. Приглашение было необходимо для частных развлечений, но все желающие могли посещать общие празднества. И там всегда был какой-то буфет с большим количеством еды. Можно было есть сколько угодно, но осторожно, иначе можно было получить прозвище «обжора»… Или, что еще хуже, другие могли заподозрить, что человек не ел должным образом в течение нескольких дней, потому что не был удостоен приглашения, и тогда ты рисковал остаться без компании при Дворе…
И часто бывало, что бархат и шелк не могли заглушить голодное урчание в животах придворных, подметающих париками пол Зеркальной галереи в поклоне перед только что плотно пообедавшим монархом...
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: