Найти тему
Александр Асов и К°

Тайны рода Строгановых и их идеалы, почерпнутые из рунических книг

Господин Великий Новгород. Рис. из кн. Адама Олеария «Описание путешествия в Московию», Шлезвиг, 1656
Господин Великий Новгород. Рис. из кн. Адама Олеария «Описание путешествия в Московию», Шлезвиг, 1656

О русских вельможах Строгановых, да и вообще о роде Строгановых следует сказать особо. Именно они были долгие века причастны к тайнам отечественной языческой традиции, к ним тя­нутся и вполне осязаемые нити, ведущие нас к тайнам происхождения славянских рунических книг.

Ведь именно при их посредстве были вывезены из Франции манускрипты Ан­ны Ярославны. К сему руку приложил Павел Алек­сандрович Строганов, который посредством сво­его вы­сокого положения в масонской иерархии выручил славянские манускрипты из фран­цузского королев­ского архива и передал их российскому послу во Франции...

Строгановы оказывали свое покровительство ан­ти­кварам и выделяли на исследования и хранение славянских рун немалые средства. Строили первые публичные библиотеки, художественные галереи учреждали школы…

Так кто же такие были Строгановы? Как в их родовых архивах смогли уцелеть столь ценные документы?

* * *

Древний Новгород на Волхве
Древний Новгород на Волхве

Древний род Строгановых, купцов, а впо­следствии промышленников, госу­дар­ственных деятелей и меценатов, происходит от именитых гостей-купцов нов­го­род­ских. Был он известен много столетий.

Самые ранние предки Строгановых, о коих имеются не только легендарные све­дения, — это стародавний новгород­ский род Добрыниных (одна из ветвей коих сменила свою фамилию на Строгановых в XIV веке).

Этот купеческий род восходит по прямой линии к самому Добрыне, дяде Вла­ди­мира Святого. А если идти в глубь времён по линии Добрыни, то можно вспом­нить и сестру Добрыни Малушу из Лю­беча, и их отца древ­лянского князя Мала, и далее проявится в глуби веков гото-русколанский княжеский род Амалов, по­род­­нив­шийся с Белоярами. Давняя, овеянная удивительными легендами история ста­рин­ного рус­ского рода!

Одна из родовых легенд Строгановых так передаёт историю появления их фа­милии. В XIV веке новгородские купцы Добрынины имели обширные вотчины под Архангельском, в Устюге и в Соли Вычегодской. Они занимались тор­говлей пуш­ниной и солеварением. И уже тогда Добрынины (впоследствии Строгановы) были столь богаты и славны, что с ними почитала за честь породниться даже ве­ли­ко-княжеская семья. Что и не удивительно, ибо до присоединения Нов­городской вечевой республики к Московской Руси, состоявшейся только при Иоанне III, то есть в конце XV века, власть в ней принадлежала выбранным на вече купцам, и в том числе Добрыниным, кои в этом отношении были равными по могуществу москов­с­ким князьям.

Усыпальницы рода Строгановых до-Петровского времени.
Усыпальницы рода Строгановых до-Петровского времени.

Известно, что основательница рода Строгановых, имени коей история не со­хранила, при­ходилась племянницей Дмитрию Донскому. То есть одна из сестер Дмитрия Дон­ского вышла замуж за богатого нов­го­род­ского купца До­бры­ни­на и родила дочь, его племянницу. И следует сказать, что Дмитрий Донской воевал против Новгорода Великого и обложил его данью, и тот брак его сестры на купце Добрынине служил укреплению зависимости купеческой вечевой республики от Мос­ковского княжества.

Эта племянница была, в свою очередь, отдана за татарского мурзу, сына одного из Чингизидов, ханов Золотой Орды. Этот сын хана был человеком по-своему уни­­кальным. Вначале он явился при дворе Дмитрия Донского и, как утверждает легенда, «прилежно рассуждая о вере Христа Спасителя, пожелал принять закон христианский».

При крещении ему было дано имя Спиридон. И сей мурза Спиридон пришелся по сердцу Дмитрию Ивановичу, и тогда «крещения же ради великий князь паче его возлюбил и одарил по достоинству многими дарами», а потом выдал за него свою племянницу.

Сей Спиридон был принят и при­шёлся как нельзя ко двору в купеческой семье Добрыниных. С его именем даже связывают усовершенствование ку­пе­чес­ких рас­чётов. Утверждают, что именно Спиридон ввёл на Руси счёты, упо­треб­ляв­шиеся с тех пор и по наше время, пока их недавно не вытеснили калькуляторы. Ранее счёты были известны на Востоке, потом получили распространение на та­тарских базарах, а на Руси их пер­вым начал применять Спиридон.

Узнав, что его сын сбежал на Русь, принял православие и даже стал купцом, хан Золотой Орды пришёл в ярость и послал послов к сыну с требованием вернуться, но получил отказ. Тогда он собрал та­тарских воинов и повелел «разорить русские земли огнем и мечом». Московский князь, к тому времени уже Василий I, выслал навстречу татарам зна­чительное войско, также повёл нов­городскую дружину и сам Спиридон. Однако союзные новгородские и московские дружины были разбиты татарами. Спиридон был пленён.

Хан стал требовать, чтобы сын вернулся в прежнюю веру, но Спиридон был непреклонен. И тогда хан повелел «привязать его к столбу, тело же на нем изстрогать, а потом на части изрубить и разбросать», что и «делом было тотчас исполнено».

Дата мученической кончины Спи­ридона в официальной родословной Стро­га­новых, составленной при Петре I, обозначена 1395 годом. И от того Спиридона замученного, точнее «изстроганного» татарами — и произошла сама фамилия Строгановых. После смерти Спиридона остался его сын Кузьма, первый носивший фамилию Строганов.

* * *

Герб рода Строгановых
Герб рода Строгановых

Конечно, всё, что выше изложено, лишь легенды. И известных документов, относящихся к сим временам, в известном ныне Строганов­ском архиве не со­хра­ни­лось. Одна­ко уже и сии легенды говорят о не­­прерыв­ной традиции сего купе­ческого рода, почитающего своё нов­городское происхождение.

И не потому именно в их архиве сохранились рунические документы, явно име­ющие новгородские корни и прославляющие новгородское вечевое правление, при­н­ципы коего отстаивали Строгановы во все века?

Строгановы, как новгородский купеческий род, были приверженцами идей вольной вечевой рес­пуб­лики, которые ис­то­рически про­тивостояли идеям монар­хи­ческим. Однако идеи «народной демо­кратии» были ценны для Строгановых не сами по себе, а лишь настолько, насколько они служили высшей идее: величию Руси и впоследствии России.

И потому, когда сама история стала выдвигать монархическую форму правления как единственную спасительную для Руси, ведшей войны на всех своих границах, а демократические идеи приводили к её распаду, тогда Стро­гановы стали служить и российским монархам. И в тяжёлые годы Строгановы не раз выручали российских государей.

Так, уже внук Спиридона, о коем мы говорили выше, Лука Кузьмич Строганов прославился тем, что выкупил из татарского плена самого великого князя Василия Васильевича Тёмного.

Тот был пленён в 1446 году под Суз­далем. И за него татары потребовали ог­ромный выкуп, в 200 000 рублей, в то время как в госу­даревой казне не было и десятой доли от этой суммы. Чтобы понять как она велика, достаточно сказать, что откуп, который обычно требовался с города за избавление от набега, исчислялся суммою, в десять раз меньшей.

Не только в казне, но по всему царству Московскому не могли найти столько золота, сколько требовали татары. Однако велик и славен Новгород! И нет богаче купцов новгородских! И Строгановы в своих сундуках оную сумму нашли и выпла­тили, и тем тогда спасли Московское царство.

В те годы большой доход давал им соляной промысел, также их богатство крепло от торговли «мягкой рухлядью» с се­вер­ными и ура­ль­скими ко­ренными народами.

И следует заметить, что поначалу они только вели дела в новых землях, а жили в Новгороде. И только внук Кузьмы, Федор Лукич Строганов со своими сыновьями, в том числе с Аникой, переселился из Новгорода в Сольвычегодск в 1488 году.

Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Гравюра И. Ческого, 1842 г.
Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Гравюра И. Ческого, 1842 г.

Причиной тому было разорение Новгорода Иоанном III, который ликвидировал независимость Нов­городской Руси, отменил выборную власть и снял вечевой колокол. Выборные власти же и купцы новгородские были частью перебиты, а частью за немалый откуп по­ми­лованы, но сосланы в отдаленные земли.

До семи тысяч семей новгородцев, не дав им даже собраться, гнали тогда по зимнему снегу ратники Иоанна III. И большая часть их умерла в пути. Вечевая республика была разгромлена. Причём со Стро­гановыми обошлись наиболее мягко, памятуя о том, что они вы­купили Ва­си­лия Тёмного, отца Иоанна III.

Снятие новгородского вечевого колокола Иваном III (рис. из летописи и книги XIX в.)
Снятие новгородского вечевого колокола Иваном III (рис. из летописи и книги XIX в.)

Владения Строгановых, переселившихся в новые земли, ширились, промыслы их росли. 9 апреля 1519 года Строгановым была дана от государя грамота на «дикие леса и соль Качановскую в вечное владение», а ко второй половине XVI века они значительно расширили свои владения в Перми.

Так, ещё при Анике Федоровиче и его сыне Якове Аникеевиче Строганове грамотами 1558 и 1564 годов роду перешли земли по берегам Камы протяженностью 146 «немерянных» вёрст, а также берега реки Чу­совой.

Расширение торговли пушниной требовало и освоения новых путей, росла и нужда в дальнейшем про­никновении на Восток, уже за Уральский хребет.

Тогда у Стро­гановых и явилась мысль о покорении Сибирского ханства. И началась эпопея освоения Сибири, ведь именно на средства Строгановых были организованы походы «покорителя Сибири» Ер­мака!

Дарование Ермаком Сибири Ивану Грозному. Рис. XIX в.
Дарование Ермаком Сибири Ивану Грозному. Рис. XIX в.

Ныне мы чаще всего пытаемся представить себе купцов Строгановых, живших в XVI веке, по современным фильмам о Ермаке. Но они дают представление, далёкое от истины. Образ едва грамот­­ного купца не соответствует исто­ри­ческой правде, ибо Строгановы были чуть не самыми образованными людьми своего вре­мени. Об этом говорит и дошедшая до нас «Строгановская летопись», да и весь их архив, хоть и изрядно поредевший за последние два века, но тем не менее со­хранивший све­де­ния, которые дают картину неожиданную.

К примеру, согласно этому архиву, известно, что уже Аника Строганов имел библиотеку в 205 книг, и это было самым значительным частным собранием книг в XV веке, сравниться с ним могла разве что патриаршья би­блиотека.

А внук Аники Лукича, знаменитый ныне по фильмам Максим Яковлевич (тот самый, что сна­рядил войско Ермака), имел уже личную библиотеку в 387 книг, тщательно опи­сан­ную. Кроме того, он сам рисовал иконы и основал слав­ную поныне «стро­га­новскую школу иконописи», породившую целую плеяду славных поныне на весь мир рус­ских художников-иконописцев.

То есть тот че­ловек, благодаря коему Русь обрела Сибирь, был также книго­чеем и художником, к тому же философом, владевшим премудростью сла­вянских рун!

Разве это похоже на образ алчного и не очень далекого «купца в зипуне», ду­мающего только о своей прибыли, что мы имеем благодаря со­вре­­менным филь­мам? Да и зипуны-то они вряд ли часто носили, и одежда их, и хоромы были, скорее, боярского типа. А как ярко в фильмах и книгах даны «конфликты» Строгановых с Ермаком.

Придумали, к примеру, явно для остроты повествования, будто бы Ермак вначале грабил Строгановых. В то время как в ка­зацкой вольнице, в традиции «казачьего круга», Строгановы видели бу­ду­щее Руси, при­ближение к древ­ним иде­алам ве­чевой власти. Той власти, которую воспевали древнейшие новго­родские летописи из их тайного архива.

Эту власть они и реализовали в своей «республике». Именно эта власть, личная свобода, свободный труд давали им великую силу. В то время как в остальной Руси рабство, крепостнический труд приводили к раздраям и упадку, в строгановских землях росли и богатели города и деревни. Богатели, усиливались и сами Стро­гановы.

И богатство Строгановых, основанное на свободном труде, всегда позволяло им служить Родине.

Продолжение рассказа о Строгановых и о спасении ими рунической библиотеки славянских волхвов будет в следующей статье.

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:

В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".

"СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница." здесь и в других инет-магазинах.

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд» («Мифы славян»), « Сказание Бусе Кресене», "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны" на сайте AUTHOR TODAY.