О русских вельможах Строгановых, да и вообще о роде Строгановых следует сказать особо. Именно они были долгие века причастны к тайнам отечественной языческой традиции, к ним тянутся и вполне осязаемые нити, ведущие нас к тайнам происхождения славянских рунических книг.
Ведь именно при их посредстве были вывезены из Франции манускрипты Анны Ярославны. К сему руку приложил Павел Александрович Строганов, который посредством своего высокого положения в масонской иерархии выручил славянские манускрипты из французского королевского архива и передал их российскому послу во Франции...
Строгановы оказывали свое покровительство антикварам и выделяли на исследования и хранение славянских рун немалые средства. Строили первые публичные библиотеки, художественные галереи учреждали школы…
Так кто же такие были Строгановы? Как в их родовых архивах смогли уцелеть столь ценные документы?
* * *
Древний род Строгановых, купцов, а впоследствии промышленников, государственных деятелей и меценатов, происходит от именитых гостей-купцов новгородских. Был он известен много столетий.
Самые ранние предки Строгановых, о коих имеются не только легендарные сведения, — это стародавний новгородский род Добрыниных (одна из ветвей коих сменила свою фамилию на Строгановых в XIV веке).
Этот купеческий род восходит по прямой линии к самому Добрыне, дяде Владимира Святого. А если идти в глубь времён по линии Добрыни, то можно вспомнить и сестру Добрыни Малушу из Любеча, и их отца древлянского князя Мала, и далее проявится в глуби веков гото-русколанский княжеский род Амалов, породнившийся с Белоярами. Давняя, овеянная удивительными легендами история старинного русского рода!
Одна из родовых легенд Строгановых так передаёт историю появления их фамилии. В XIV веке новгородские купцы Добрынины имели обширные вотчины под Архангельском, в Устюге и в Соли Вычегодской. Они занимались торговлей пушниной и солеварением. И уже тогда Добрынины (впоследствии Строгановы) были столь богаты и славны, что с ними почитала за честь породниться даже велико-княжеская семья. Что и не удивительно, ибо до присоединения Новгородской вечевой республики к Московской Руси, состоявшейся только при Иоанне III, то есть в конце XV века, власть в ней принадлежала выбранным на вече купцам, и в том числе Добрыниным, кои в этом отношении были равными по могуществу московским князьям.
Известно, что основательница рода Строгановых, имени коей история не сохранила, приходилась племянницей Дмитрию Донскому. То есть одна из сестер Дмитрия Донского вышла замуж за богатого новгородского купца Добрынина и родила дочь, его племянницу. И следует сказать, что Дмитрий Донской воевал против Новгорода Великого и обложил его данью, и тот брак его сестры на купце Добрынине служил укреплению зависимости купеческой вечевой республики от Московского княжества.
Эта племянница была, в свою очередь, отдана за татарского мурзу, сына одного из Чингизидов, ханов Золотой Орды. Этот сын хана был человеком по-своему уникальным. Вначале он явился при дворе Дмитрия Донского и, как утверждает легенда, «прилежно рассуждая о вере Христа Спасителя, пожелал принять закон христианский».
При крещении ему было дано имя Спиридон. И сей мурза Спиридон пришелся по сердцу Дмитрию Ивановичу, и тогда «крещения же ради великий князь паче его возлюбил и одарил по достоинству многими дарами», а потом выдал за него свою племянницу.
Сей Спиридон был принят и пришёлся как нельзя ко двору в купеческой семье Добрыниных. С его именем даже связывают усовершенствование купеческих расчётов. Утверждают, что именно Спиридон ввёл на Руси счёты, употреблявшиеся с тех пор и по наше время, пока их недавно не вытеснили калькуляторы. Ранее счёты были известны на Востоке, потом получили распространение на татарских базарах, а на Руси их первым начал применять Спиридон.
Узнав, что его сын сбежал на Русь, принял православие и даже стал купцом, хан Золотой Орды пришёл в ярость и послал послов к сыну с требованием вернуться, но получил отказ. Тогда он собрал татарских воинов и повелел «разорить русские земли огнем и мечом». Московский князь, к тому времени уже Василий I, выслал навстречу татарам значительное войско, также повёл новгородскую дружину и сам Спиридон. Однако союзные новгородские и московские дружины были разбиты татарами. Спиридон был пленён.
Хан стал требовать, чтобы сын вернулся в прежнюю веру, но Спиридон был непреклонен. И тогда хан повелел «привязать его к столбу, тело же на нем изстрогать, а потом на части изрубить и разбросать», что и «делом было тотчас исполнено».
Дата мученической кончины Спиридона в официальной родословной Строгановых, составленной при Петре I, обозначена 1395 годом. И от того Спиридона замученного, точнее «изстроганного» татарами — и произошла сама фамилия Строгановых. После смерти Спиридона остался его сын Кузьма, первый носивший фамилию Строганов.
* * *
Конечно, всё, что выше изложено, лишь легенды. И известных документов, относящихся к сим временам, в известном ныне Строгановском архиве не сохранилось. Однако уже и сии легенды говорят о непрерывной традиции сего купеческого рода, почитающего своё новгородское происхождение.
И не потому именно в их архиве сохранились рунические документы, явно имеющие новгородские корни и прославляющие новгородское вечевое правление, принципы коего отстаивали Строгановы во все века?
Строгановы, как новгородский купеческий род, были приверженцами идей вольной вечевой республики, которые исторически противостояли идеям монархическим. Однако идеи «народной демократии» были ценны для Строгановых не сами по себе, а лишь настолько, насколько они служили высшей идее: величию Руси и впоследствии России.
И потому, когда сама история стала выдвигать монархическую форму правления как единственную спасительную для Руси, ведшей войны на всех своих границах, а демократические идеи приводили к её распаду, тогда Строгановы стали служить и российским монархам. И в тяжёлые годы Строгановы не раз выручали российских государей.
Так, уже внук Спиридона, о коем мы говорили выше, Лука Кузьмич Строганов прославился тем, что выкупил из татарского плена самого великого князя Василия Васильевича Тёмного.
Тот был пленён в 1446 году под Суздалем. И за него татары потребовали огромный выкуп, в 200 000 рублей, в то время как в государевой казне не было и десятой доли от этой суммы. Чтобы понять как она велика, достаточно сказать, что откуп, который обычно требовался с города за избавление от набега, исчислялся суммою, в десять раз меньшей.
Не только в казне, но по всему царству Московскому не могли найти столько золота, сколько требовали татары. Однако велик и славен Новгород! И нет богаче купцов новгородских! И Строгановы в своих сундуках оную сумму нашли и выплатили, и тем тогда спасли Московское царство.
В те годы большой доход давал им соляной промысел, также их богатство крепло от торговли «мягкой рухлядью» с северными и уральскими коренными народами.
И следует заметить, что поначалу они только вели дела в новых землях, а жили в Новгороде. И только внук Кузьмы, Федор Лукич Строганов со своими сыновьями, в том числе с Аникой, переселился из Новгорода в Сольвычегодск в 1488 году.
Причиной тому было разорение Новгорода Иоанном III, который ликвидировал независимость Новгородской Руси, отменил выборную власть и снял вечевой колокол. Выборные власти же и купцы новгородские были частью перебиты, а частью за немалый откуп помилованы, но сосланы в отдаленные земли.
До семи тысяч семей новгородцев, не дав им даже собраться, гнали тогда по зимнему снегу ратники Иоанна III. И большая часть их умерла в пути. Вечевая республика была разгромлена. Причём со Строгановыми обошлись наиболее мягко, памятуя о том, что они выкупили Василия Тёмного, отца Иоанна III.
Владения Строгановых, переселившихся в новые земли, ширились, промыслы их росли. 9 апреля 1519 года Строгановым была дана от государя грамота на «дикие леса и соль Качановскую в вечное владение», а ко второй половине XVI века они значительно расширили свои владения в Перми.
Так, ещё при Анике Федоровиче и его сыне Якове Аникеевиче Строганове грамотами 1558 и 1564 годов роду перешли земли по берегам Камы протяженностью 146 «немерянных» вёрст, а также берега реки Чусовой.
Расширение торговли пушниной требовало и освоения новых путей, росла и нужда в дальнейшем проникновении на Восток, уже за Уральский хребет.
Тогда у Строгановых и явилась мысль о покорении Сибирского ханства. И началась эпопея освоения Сибири, ведь именно на средства Строгановых были организованы походы «покорителя Сибири» Ермака!
Ныне мы чаще всего пытаемся представить себе купцов Строгановых, живших в XVI веке, по современным фильмам о Ермаке. Но они дают представление, далёкое от истины. Образ едва грамотного купца не соответствует исторической правде, ибо Строгановы были чуть не самыми образованными людьми своего времени. Об этом говорит и дошедшая до нас «Строгановская летопись», да и весь их архив, хоть и изрядно поредевший за последние два века, но тем не менее сохранивший сведения, которые дают картину неожиданную.
К примеру, согласно этому архиву, известно, что уже Аника Строганов имел библиотеку в 205 книг, и это было самым значительным частным собранием книг в XV веке, сравниться с ним могла разве что патриаршья библиотека.
А внук Аники Лукича, знаменитый ныне по фильмам Максим Яковлевич (тот самый, что снарядил войско Ермака), имел уже личную библиотеку в 387 книг, тщательно описанную. Кроме того, он сам рисовал иконы и основал славную поныне «строгановскую школу иконописи», породившую целую плеяду славных поныне на весь мир русских художников-иконописцев.
То есть тот человек, благодаря коему Русь обрела Сибирь, был также книгочеем и художником, к тому же философом, владевшим премудростью славянских рун!
Разве это похоже на образ алчного и не очень далекого «купца в зипуне», думающего только о своей прибыли, что мы имеем благодаря современным фильмам? Да и зипуны-то они вряд ли часто носили, и одежда их, и хоромы были, скорее, боярского типа. А как ярко в фильмах и книгах даны «конфликты» Строгановых с Ермаком.
Придумали, к примеру, явно для остроты повествования, будто бы Ермак вначале грабил Строгановых. В то время как в казацкой вольнице, в традиции «казачьего круга», Строгановы видели будущее Руси, приближение к древним идеалам вечевой власти. Той власти, которую воспевали древнейшие новгородские летописи из их тайного архива.
Эту власть они и реализовали в своей «республике». Именно эта власть, личная свобода, свободный труд давали им великую силу. В то время как в остальной Руси рабство, крепостнический труд приводили к раздраям и упадку, в строгановских землях росли и богатели города и деревни. Богатели, усиливались и сами Строгановы.
И богатство Строгановых, основанное на свободном труде, всегда позволяло им служить Родине.
Продолжение рассказа о Строгановых и о спасении ими рунической библиотеки славянских волхвов будет в следующей статье.
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:
В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".
"СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ. Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница." здесь и в других инет-магазинах.