Найти тему

На страже веков. 155 лет Тверскому музею.

9 августа 1866 года в Твери в присутствии венценосных гостей — наследника Цесаревича Александра Александровича, будущего Российского Императора Александра III и Великого князя Владимира Александровича — был торжественно открыт первый Музеум.

Инициатива открыть в Твери первый «музеум» исходила от Губернского статистического комитета, согласно которой в 1863 году была создана специальная комиссия по организации музейного дела в Твери под председательством видного государственного деятеля, Губернатора Твери, генерал-майора, ученого-химика князя Петра Романовича Багратиона — племянника прославленного героя Отечественной войны 1812 года, ученика А.В. Суворова, шеф лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующего Второй Западной армией, талантливого полководца Петра Ивановича Багратиона, получившего смертельное ранение на поле брани в Бородино 24 сентября 1812 года.

К слову, тверской период в управленческой карьере П.Р. Багратиона, пользовавшегося доверием Императора Александра II, вошедшего в историю России как реформатор, и состоящего в Свите Его Величества, отличала исключительная личная заинтересованность и чистоплотность в деле административного и экономического устройства губернии, в частности, в развитии транспортной инфраструктуры и коммуникаций, строительстве насыпных и защитных сооружений — железнодорожной ветви от станции «Тверь» непосредственно к Твери и далее к реке Волге, телеграфных линий, опять же, от станции «Тверь» к Твери и далее ко Ржеву и Старице, сооружение земляных валов для укрепления городской территории и крестьянских угодий в период половодья и разлива рек. Созданная в 1860 году по инициативе представителей прогрессивного дворянства города и при содействии предшественника — гражданского и военного Губернатора Твери, генерал-майора, графа Павла Трофимовича Баранова и силами возглавляемого им Губернского статистического комитета, Тверская публичная библиотека, значительно улучшила свое материальное положение и фонд, в котором насчитывалось более трех тысяч томов, третья часть которых была на французском языке.

В комиссию вошли уважаемые и известные люди — представители Губернской управы и дворянства, учёные люди, меценаты и попечители, представители общественности. Среди них городской глава Алексей Федорович Головинский, производитель работ (секретарь) Губернского статистического комитета, историк, публицист, подвижник и основатель Тверского музея Николай Иванович Рубцов, директор Тверской губернской классической гимназии Петр Гаврилович Лекторский и Почетный попечитель гимназии, боевой офицер, герой Отечественной войны 1812 года, поэт и публицист Федор Николаевич Глинка, управляющий Тверской Казенной палатой, действительный тайный советник, талантливый администратор, историк, краевед, археолог, собиратель памятников старины и первый тверской искусствовед, основатель и первый заведующий Тверского историко-археологического музея, председатель Тверской губернской ученой архивной комиссии (ТУАК), основатель архивного и музейного дела в Тверской губернии, Почетный гражданин города Твери Август Каземирович Жизневский.

Спустя год, в 1864 году, комиссией была организована работа по сбору будущей экспозиции музея. По планам Комиссии, музей предназначался для хранения образцов местных произведений земледелия, фабричной и ремесленной промышленности, редкостей минерального, растительного и животного царств, а также предметов относящихся к этнографии и археологии Тверской губернии. Заводские и промышленные образцы были собраны быстро и в достаточно весомом количестве. Из предметов археологии в музее хранилось только три экспоната и несколько монет.

Однако планы по открытию музея затянулись по причине отсутствия единого здания и комплекса помещений под экспозиции, хранилища и рабочие комнаты музея. В 1866 году под нужды музея отошло небольшое помещение на первом этаже в правом крыле здания Тверской мужской гимназии, где ныне располагается Тверская медицинская академия.

В том же году, 9 августа, в присутствии Высочайших лиц — наследника Цесаревича Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича в Твери состоялось торжественное открытие Музея. Специально к Высочайшему визиту Царственных особ был составлен и опубликован «Список вещам Тверского музеума» (Тверь, 1866).

Список вещам Тверского музеума, открытого 9 Августа 1866 года, в день Высочайшего посещения Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича и Великого Князя Владимира Александровича. - [Тверь : б. и., 1866]. - 24 с. ; 21 см.
Список вещам Тверского музеума, открытого 9 Августа 1866 года, в день Высочайшего посещения Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича и Великого Князя Владимира Александровича. - [Тверь : б. и., 1866]. - 24 с. ; 21 см.

В представленном издании подробнейшим образом описаны экспозиции начальных одиннадцати отделов музея, обозначенных как : Модели, костюмы и достопамятности ; Чучела птиц и животных Тверской губернии в стеклянном шкафу ; Растения из оранжереи Тверского купца Буракова и Образцы деревьев Тверской губернии ; Хрустальные, фаянсовые, глиняные и стеклянные изделия ; Прядильное и ткацкое производство ; Железные изделия ; Крестьянские изделия ; Мучной товар ; Химические изделия ; Золотошвейные изделия Новотожские, туфли мужские и женские и ермолка ; Сусальное золото Калязинского завода купцов братьев Шишкиных ; Кожевенное производство и обувь с указанием месторасположения, принадлежности, данных владельца, материалов и технологии производства, товарооборота, действующих цен на товары, иных особенностей.

Так, любопытным образом описан один из редкостных экспонатов музея, выставленный на обозрение посетителей в Первом отделе экспозиции, а именно Астрономические часы работы Ржевского купца Терентия Ивановича Волоскова с изображением месяцеслова, небесных светил, церковного исчисления, годичных календарных особенностей и прочих сведений, изготовлением которых астроном-любитель и изобретатель-самоучка Терентий Волосков занимался на протяжении одиннадцати лет, задавшись целью:

«наконец сделать такие часы, которые могли бы почесться ближайшим сколком огромного строения природы…»

О чудесном творении ржевского Левши Федор Николаевич Глинка писал:

«Взглянув на часовую доску, вы увидите всю ее испещренную кругами: это целый месяцеслов или в уменьшительном виде картина неба».

Запечатлеть чудо-часы удалось русскому ученому, химику, изобретателю, члену Императорского технического общества, основоположнику русской цветной фотографии, видному общественному деятелю, создателю бесценной «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. Фотографии экспонатов Тверского музея, в числе которых цветное изображение Астрономических часов купца Волоскова, в фотографическом собрании С.М. Прокудина-Горского датированы 1910 годом. Коллекция считается разрозненной. На сегодня точное местонахождение бесценных негативов и фотокарточек считается неопределенным, часть копий представлена в цифровом фонде Президентской библиотеки.

Астрономические часы купца Т.И. Волоскова из собрания Тверского музея. Экспонат из собрания Тверского музея (1910). Коллекция фотоматериалов С.М. Прокудина-Горского. Местонахождение снимка неизвестно.
Астрономические часы купца Т.И. Волоскова из собрания Тверского музея. Экспонат из собрания Тверского музея (1910). Коллекция фотоматериалов С.М. Прокудина-Горского. Местонахождение снимка неизвестно.

О личности Терентия Волоскова потомкам известно немного. Коренной ржевитянин посвятил свою жизнь инженерному делу, с детства увлекшись изучением естественных наук. Его страстное тяготение к астрономии, физике, оптике, механике, химии, а также к философии и богословию приводят к мысли, что это был эрудит высокого класса, человек истинно энциклопедических знаний, последователей традиций, заложенных М.В. Ломоносовым. Однако, изобретенные им механизмы, среди которых и самодельный телескоп, посредством которого Волосков вел наблюдения за движением небесных тел, остались невостребованными и считались скорее «чудинками», чем инновационными и совершенными, по нашим оценкам, механизмами. Вместе с тем краски, изготовленные Волосковым, высоко оценивались и использовались в течение почти полутораста лет Петербургской Императорской Академией художеств, а также для произведения ценных бумаг и бумажных денежных знаков и ассигнаций.

К слову, в Первом отделе экспозиции Тверского музея был представлен портрет Т.И. Волоскова руки неизвестного художника, следуя «Списку...», за номером 16. Его историческое описание доступно на первом слайде:

Портрет ржевского купца Т.И. Волоскова. Масло, холст. Неизвестный художник. Вт. пол. XVIII века. Фотография из собрания Тверского Государственного объединенного музея (ТГОМ).
Портрет ржевского купца Т.И. Волоскова. Масло, холст. Неизвестный художник. Вт. пол. XVIII века. Фотография из собрания Тверского Государственного объединенного музея (ТГОМ).

В целом, первая экспозиция музея имела характер предметной выставки, в большей степени отразившей промышленное и сельскохозяйственное положение Тверской губернии на период создания музея. Научная работа по сбору и систематизации историко-краеведческой информации, собиранию и архивированию памятников старины получила активное начало с приходом в 1872 году на должность заведующего музеем помощника председателя Губернского статистического комитета А.К. Жизневского.

Детищем Жизневского по праву считается Археологический отдел музея, в который под чутким руководством ученого стали стекаться старинные книги и рукописи, археологический материал, нумизматические ценности, старинная церковная и бытовая утварь. Пополнению коллекции способствовало высокое должностное положение и заслуги Августа Каземировича, его деловые и общественные связи, в том числе на местах — в уездах, содействие неравнодушных лиц и, конечно же, глубокие знания истории Тверской губернии. Так, в статье «Хранитель времени» (Сельская новь. – 2019. – № 29), посвященной жизни и деятельности А.К. Жизневского, историк Наталья Тарасова (Санкт-Петербург) пишет:

«А.К. Жизневский обогащал музей новыми приобретениями и в несколько лет превратил его в историко-археологическое хранилище. Весьма многие предметы были пожертвованы им самим, другие принесены в дар разными лицами, которые дарили музею найденные, купленные или унаследованные вещи».

И действительно, пример подвижнического труда А.К. Жизневского служит образцом личной гражданской ответственности и деловой беспристрастности. На содержание музея и пополнение его коллекции Жизневский тратил огромные денежные суммы, в том числе личные сбережения, вкладывая всевозможные усилия для организации научных археологических экспедиций, разыскивания, собирания и архивирования древностей проведение раскопок древних курганов, могильников и городищ в целях изыскания исторических артефактов, организацию и обеспечение их сохранности. Цитата по Тарасовой:

«В частности из Краснохолмского Антониева монастыря на хранение в Тверской музей были переданы 2 «духовные памяти» К.И. (в монашестве Корнилия) Нелединского (местонахождение документов неизвестно), монастырский синодик 1681 г. (хранится в ГАТО), икона «Воскресение Христово» XV в., икона «Прп. Макарий Египетский» XV в., 5 покровов XVI в., поручи, отрывки Служебной Минеи XVI в. (местонахождение этих предметов неизвестно). А с монастырских описей 1585 и 1631 гг. для Тверского музея были списаны точные копии».

Вместе с ростом коллекции у музея возникла потребность в широкой издательской деятельности. В 1888 году из-под руки А.К. Жизневского вышел первый том «Описания Тверского музея. Археологический отдел», изданный в Типографии Синода в Москве. По распоряжению Тверской ученой архивной комиссии, в которой с 1884 года А.К. Жизневский занимал должность председателя, был налажен ежегодный выход отчетов под общим название «Тверской музей и его приобретения в <…> году». Параллельно с изданием сведения о пополнении музейных коллекций регулярно печатались на страницах «Тверских епархиальных новостей». Составленные А.К. Жизневским описания древних кладов, икон, монет, рукописей, изразцов и памятников каменного века, находящихся в хранении в Тверском музее, были напечатаны в «Древностях» (издание Императорского московского археологического общества). Деятельности ТУАК, Жизневский посвятил более 12 лет жизни, оставаясь на должности заведующего музеем вплоть до своей кончины 19 марта 1896 года.

Экспозиция Тверского музея была открыта для публичного посещения. Частыми и почетными гостями были ученые, крупные государственные и общественных деятели, царственные особы. А.К. Жизневский нередко самолично и весьма экспрессивно вел экскурсии, в чем сказывалось его глубокое погружение в тему, неподдельный интерес и беззаветная преданность делу. Организовывались и выездные сессии. Как одно из самых богатейших и разнообразнейших российских древнехранилищ, Тверской музей был приглашен к участию в Международной Французской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве с 29 апреля по 6 октября 1891 года.

Тверской Императорский Путевой Дворец. Начало XX века. Фотография из собрания Тверского Государственного объединенного музея (ТОГМ).
Тверской Императорский Путевой Дворец. Начало XX века. Фотография из собрания Тверского Государственного объединенного музея (ТОГМ).

В конце 1896 года в связи с расширением фондов музей переехал в здание Императорского Путевого дворца. Приемником дела А.К. Жизневского и его идейным последователем стал новый хранитель музея историк, публицист, член Тверской ученой архивной комиссии, преподаватель Тверской гимназии Владимир Иванович Колосов. Именно его руке принадлежат ежегодные Отчеты о приобретениях Тверского музея, о посещении музея Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем 13 июня 1892 года, Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем Тверского музея 21 апреля 1915 года, о чем мы упоминали в статье «Тверь в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.», бесценные Краткие описания первой и второй, а в последующем издании и третьей комнат музей, составленные В.И. Колосовым в 1911 и 1912 гг.

Накануне Октябрьских событий 1917 года фонд Тверского музея насчитывал более 14 тысяч предметов старины, около 7 тысяч свитков, свыше 900 рукописей, архивы дворянских родов, более 150 старопечатных книг. После Революции фонды музея значительно пополнились за счет конфискованного имущества бывших барских усадеб, дворцов, имений, монастырской и церковной утвари, частных коллекций. Надо отдать должное уважение, что в переломное для страны время небольшой коллектив Губернского музея под руководством А.И. Виноградова смог спасти огромное количество художественных ценностей, ставших после установления Советской власти практически бесхозными, разоренными, составляющими сегодня историческую ценность и народное достояние.

В 1937 была организована Калининская областная картинная галерея. Коллекция музея была разделена, шедевры изобразительного искусства, скульптуры и графики, предметы интерьера, иные экспонаты отошли в фонды галереи.

В годы Великой Отечественной войны с оккупацией города немецко-фашистскими захватчиками с 14 октября по 16 декабря 1941 года значительная часть фондовых коллекций была утрачена. Осталось лишь 5% разрозненных экспонатов. За военные и послевоенные годы в музее сменилось несколько директоров, значительно сократился штат, чувствовалась острая нехватка квалифицированных сотрудников.

Разрушенный и сожжённый Императорский Путевой дворец. Калинин, 16 декабря 1941 г. Источник :  Полевой, Б. Как был занят гор. Калинин (От специального военного корреспондента  "Правды") // Правда. - 1941. - № 349 (17 дек.). - Фото Б. Полевого.
Разрушенный и сожжённый Императорский Путевой дворец. Калинин, 16 декабря 1941 г. Источник : Полевой, Б. Как был занят гор. Калинин (От специального военного корреспондента "Правды") // Правда. - 1941. - № 349 (17 дек.). - Фото Б. Полевого.

В 1958 году Калининский музей вернулся в свои пенаты. Под экспозицию и хранилища было передано западное крыло разрушенного и сожженного в месяцы оккупации города, и восстанавливаемого здания бывшего Императорского Путевого дворца. Музей возглавил Е.И. Новосельцев. За шесть лет сложнейших работы в должности директора музея (1961-1966), он сумел организовать научно-исследовательскую и выставочную работу.

В 1967 году на должность директора музея пришел человек большой эрудиции, неординарной натуры и интеллигентного склада ума, талантливый профессионал, умелый организатор и новатор от природы И.М. Бружеставицкий, который сковал вокруг себя вдохновленный делом и удивительно работоспособный коллектив сотрудников. По сути, новый музей, получивший к тому времени статус краеведческого, обогатил свои фонды, открыл многочисленные филиалы в г. Калинине и районах области, сумел создать новые профильные и тематические экспозиции, наладить выставочную и экскурсионную деятельность, в том числе выездную, улучшить материальную базу, заняться научно-исследовательской и реставрационной работой и издательской деятельностью, повысить квалификацию специалистов, нанять грамотный обслуживающий персонал, вырастить новое поколение музейных работников, стать узнаваемым в музейном пространстве страны, ближнего и дальнего и зарубежья.

Под эгидой централизации музейных объектов области в 1977 году был создан Калининский государственный объединенный музей. В состав нового музейного объединения вошли более тридцати музеев города и районных центров Калининской области различного профиля и статуса: краеведческие, этнографические, военно-­исторические, литературные, музыкально­-мемориальные, музеи природы. Головная функция нового Объединения отводилась Калининскому краеведческому музею, под чьим руководством музеи пережили фактически революционный период, полностью перестроив научную, исследовательскую и экспозиционную деятельность в становлении профильной ориентации и индивидуального стиля. К реализации поставленной задачи привлекались сотрудники всех научно-экспозиционных отделов Объединения, ведущие историки и краеведы, группы тверских и столичных художников, реставраторы.

В 1994 году в связи с грандиозной исторической реконструкцией Тверского Императорского Путевого дворца, Тверской краеведческий музей был переведен в отреставрированное здание бывшего Реального училища, где в период с 1996 по 2000 гг. была организована постоянно обновляемая краеведческая экспозиция. С этого времени это — основной, постоянный адрес Тверского Государственного объединенного музея.

Здание бывшего Тверского Реального училища по адресу : г. Тверь, ул. Советская, дом 5, Сегодня здесь располагается Тверской Государственный объединенный музей. Источник фотографии : Официальная страница ТОГМ в Твиттер ; публикация от 15.06.2016 (№ 95).
Здание бывшего Тверского Реального училища по адресу : г. Тверь, ул. Советская, дом 5, Сегодня здесь располагается Тверской Государственный объединенный музей. Источник фотографии : Официальная страница ТОГМ в Твиттер ; публикация от 15.06.2016 (№ 95).

Нашим читателям, для кого тема зарождения и становления музейного дела в Твери представляет особый интерес, мы рекомендуем обратить внимание на полнотекстовую коллекцию «Музейное дело» в составе Электронной библиотеки Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького. Это сравнительно молодой цифровой архив, насчитывающий на сегодня чуть более 20-ти цифровых копий изданий, принадлежащих руке упомянутых историков и архивистов — А.К. Жизневского, В.И. Колосова, М.В. Рубуова и других. Безусловно, «музейщикам» хорошо знаком ряд данных научных трудов, однако для читателей Электронной «Горьковки» интерес могут составить издания:

Четвертый том Сборника трудов Этнографо-Археологического музея Московского государственного университета, изданный в Москве в 1928 году, содержащий отчеты об экспедициях Этнологического Факультета Московского государственного университета, первая из которых — «Тверская экспедиция» — состоялась летом 1927 года по маршруту «Москва — Старица — Торжок — Тверь — и обратно — Москва» в:

«общем ознакомлении с топографией городов, их музеями и наиболее выдающимися памятниками» и включающие историко-археологическую и этнографическую части, подробное описание местных наречий и фольклора по двум зонам маршруту Торжок - Страница и Ржев - Осташков».

Отметим, что аннотации и основные выводы по отчетам экспедиции имеют англоязычный перевод.

Опись 1-1900 из Фонда Департамента промышленности, науки и торговли Государственного совета Дело об отпуске пособия Тверскому музею : начато 2 августа — кончено 21 декабря 1990 года. Отличительной особенностью издания является Рукописный текст. Чернила. Оригинал издания хранится в Центральном Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (Ленинграде), о чем свидетельствует штамп ЦГИАЛ на титульном листе издания.

Россия. Государственный Совет. Департамент промышленности, науки и торговли. Дело об отпуске пособия Тверскому музею [Текст: электронный ресурс] : началось 2 августа : Высочайше утверждено 21 декабря 1900 г. - Электрон. текстовые данные. - (Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2008).
Россия. Государственный Совет. Департамент промышленности, науки и торговли. Дело об отпуске пособия Тверскому музею [Текст: электронный ресурс] : началось 2 августа : Высочайше утверждено 21 декабря 1900 г. - Электрон. текстовые данные. - (Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2008).

Также стоит обратить внимание на цикл Персоноведческих коллекций, где интерес для составят разделы, посвященные жизни и деятельности В.И. Колосова и непосредственно А.К. Жизневского, в частности, 12 книг, принадлежавших перу Августа Каземировича, из которых интерес могут составить издания, предоставленные в постоянное пользование Тверской областной библиотеке Президентской библиотекой в рамках научно-практической конференции, посвященной 200-летию А.К. Жизневского.

«Загадочный каменный памятник». Издание вошло в уникальное собрание библиотеки Императорского Александровского лицея и в Редкий фонд Уральского индустриального института Кирова. Книга повествует о найденном и поступившем в декабре 1886 года в Тверской музей обломке каменной плиты из твердого железисто-глинистого сланца четырехугольной неправильной формы с высеченным вглубь монолита изображением трех четырехугольников, заключенных один в другой и соединенными между собой поперечными чертами. Подобное тверскому, изображение было отмечено на могильном камне в Изборске (Старом Изборске, или Сборске) Печорского уезда Псковской области— некогда одного из древнейших русских городов, упоминаемом в летописях (862) как центр кривичского населения наряду со Смоленском и Полоцком. Описываемый же экспонат с надписью «Степан» был доставлен из села Тутани Бежецкого уезда и числился в описи музея под № 42. По истории происхождения редкости автор ссылается на Описание Тверского музея, в частности, к словам графа Алексея Сергеевича Уварова, который пишет:

«… что, вероятно, подобная четырехзначная фигура обозначает пространство, предназначенное для судебного поединка».

По предположению графа Уварова, само изображение должно означать, что Степан был убит при таком поединке. По другой версии, это межевой знак, то есть указатель границ поземных владений некоего Степана. По третьей версии, такие изображения встречаются на мегалитах Англии и Шотландии, но более близкой Жизневский считает версию о норманском происхождении артефакта, волоком доставленного из Византии на волжские берега варягами, где были ими были предприняты попытки основать поселения и впоследствии схоронившими своего вождя, об имени которого и свидетельствует памятная именная надпись.

Жизневский, Август Казимирович (1819-1896). Загадочный каменный памятник [Текст: электронный ресурс] / А. К. Жизневский. - Электрон. текстовые данные. - (Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, [20--]). - Загл. с экрана. - Отт. из "Древностей" XIII тома.
Жизневский, Август Казимирович (1819-1896). Загадочный каменный памятник [Текст: электронный ресурс] / А. К. Жизневский. - Электрон. текстовые данные. - (Санкт-Петербург : Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, [20--]). - Загл. с экрана. - Отт. из "Древностей" XIII тома.

«Воспоминания о докторе Федоре Петровиче Гаазе» — знаменитом московском враче немецкого происхождения, филантропе, члене Московского тюремного комитета и главном враче московских тюрем, более известном под именем «Святой доктор». Рукопись Жизневского созвучна прозе Федора Михайловича Достоевского, вложившего в уста персонажей романа «Идиот» бытующее мнение о докторе во Христе:

«Он делал своё дело в высшей степени серьезно и набожно. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца».

«Письма Жизневского Августа к Кони Анатолию Федоровичу» — знаменитому российскому юристу, правоведу, доктору уголовного права, профессору, государственному и общественному деятелю, литератору, действительному тайному советнику, члену Государственного совета Российской империи, Почётному академику Санкт-Петербургской Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

Так, исполненные рукописным письмом обращения Жизневского к Кони, в которых автор опять же возвращается к образу «Святого доктора» не без доли тонкого восхищения заставляют современного читателя изумляться и каллиграфическому почерку мастера, и его изящному, лаконичному литературному языку, искренности изложения мысли и богатству чувств.

Материалы по теме из фонда Электронной библиотеки «Горьковки»:

Список вещам Тверского музеума, открытого 9 Августа 1866 года, в день Высочайшего посещения Их Императорских Высочеств Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича и Великого Князя Владимира Александровича. - [Тверь : б. и., 1866]. - 24 с. ; 21 см.

Жизневский, Август Казимирович (1819-1896). Описание Тверского музея. Археологический отдел / [соч.] А. К. Жизневского, с прим. гр. А. С. Уварова. - Москва : Синод. тип., 1888. - [4], 242, XVIII с., 18 л. ил. ; 31 см.

Сперанский, Михаил Нестерович (1863-1938). Описание рукописей Тверского музея / труд М.Н. Сперанского. - [Москва : Унив. тип., 1891]. - [357] с. разд. паг. ; 27 см.

Тверской музей 13 июня 1892 года. Посещение музея Его Императорским Высочеством Великим Князем Владимиром Александровичем. - Тверь : Типография Губернского Правления, 1892. - 40 с., [20] л. ил. ; 25 см.

Тверской историко-археологический музей : [очерк] / Печатано по распоряжению Ученой Архивной Комиссии. - Тверь, [1895]. - 7 с. ; 26 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Отт. из "Памятной книжки Твер. губ. на 1895 г.". - Без тит. л. и обл.

Колосов, Владимир Иванович (историк; 1854-1919). Краткое описание Тверского музея. Первая и вторая комнаты Музея / составил хранитель Музея, товарищ председателя Тверской ученой архивной комиссии Владимир Колосов. - Тверь : [Губернская типография], 1911. - 57 с. ; 25 см. - Библиогр. в подстроч. примеч.

Колосов, Владимир Иванович (историк; 1854-1919). Краткое описание Тверского музея. Третья комната Музея / составил хранитель Музея, товарищ председателя Тверской ученой архивной комиссии Владимир Колосов. - Тверь : [Губернская типография], 1912. - 144 с. ; 25 см.

Колосов, В. И. Высочайшее посещение его императорским величеством государем императором Николаем Александровичем Тверского музея, состоящего под августейшим покровительством его императорского высочества великого князя Михаила Александровича 21 апреля 1915 года / составил хранитель музея В.И. Колосов. - Тверь : Губернская Типография, 1916. - 44 с. ; 25 см. - Содерж.: Краткий очерк истории Тверского музея; Описание предметов музея, которые были выставлены при посещении Музея его императорским величеством государем императором Николаем Александровичем.

Рубцов, Михаил Васильевич (1855-1926). Краткие сведения об основателе Тверского музея Николае Ивановиче Рубцове / М. В. Рубцов. - Тверь : Союз потреб. о-в "Твер. посреднич. т-во кооперативов", 1920. - 16 с. ; 15 см.

Полевой, Борис Николаевич (1908-1981). Б.Н. Полевой на страницах газеты «Правда» (1941-1945 гг.) / Б. Полевой ; Тверская областная универсальная научная библиотека, Региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина ; [составитель Т.А. Цырубалко]. - (Тверь : Тверская ОУНБ, 2020). - 1 файл : ч/б. - Загл. с экрана. - Текст (визуальный) : электронный.

________________________

© В статье использованы фотоматериалы Международного научного проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Руководитель проекта —Дрючин Василий Васильевич, заслуженный учитель Российской Федерации, основатель Московского музея С.М. Прокудина-Горского.

Что за артефакт запечатлён на снимке Прокудина-Горского? / Проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Раздел Тверской музей // Livejournal : социальная сеть. - 2018. - 28 сент.

Часы Волоскова на снимке Прокудина-Горского и 103 года спустя / Проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Раздел Тверской музей // Livejournal : социальная сеть. - 2018. - 27 сент.

Стерженский крест в Тверском музее. На фото Прокудина-Горского и 100 лет спустя / Проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Раздел Тверской музей // Livejournal : социальная сеть. - 2018. - 26 сент.

Куда делись манекены с фото Прокудина-Горского? / Проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Раздел Тверской музей // Livejournal : социальная сеть. - 2018. - 25 сент.

Большая история за маленьким портретом / Проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Раздел Тверской музей // Livejournal : социальная сеть. - 2016. - 16 ноябр.

© Материалы проекта Министерства культуры Российской Федерации «Культурные ценности — жертвы войны»:

Портрет Терентия Ивановича Волоскова, первого Ржевского Городского главы, знаменитого самоучки , богослова, астронома, математика и химика // Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Том 17. Тверская область. Тверской государственный объединенный музей. Тверской краеведческий музей. Книга 2. – М., 2010 // Культурные ценности — жертвы войны : проект / Министерство культуры Российской Федерации ; ГИВЦ Минкультуры России. — 2006 — 20021.

а также материалы официального сайта Тверского Государственного объединенного музея.

________________________

Процесс оцифровки изданий из фонда краеведческой литературы и фонда Редких книг Тверской областной библиотеки продолжается. Электронные копии доступны для свободного чтения в режиме 24/7.

Больше новостей на официальном сайте Электронной библиотеки «Горьковки». При использовании материалов ссылка обязательна.

________________________

Мы не занимаемся рекламой. Мы сохраняем печатное наследие для будущих поколений. ПОДДЕРЖИТЕ НАШ КАНАЛ ПОДПИШИТЕСЬ!