Когда пользователь заходит на ваш сайт, у вас есть всего 3-5 секунд, чтобы оставить впечатление в его сознании. Оказывается, выражение «встречают по одежке» правдиво даже для виртуального мира. Но! «О вкусах не спорят». Поэтому проверяйте эффективность изменений и тестируйте юзабилити, используйте метрики, аналитику и фреймворки.
Каким образом определяют эффективность веб-ресурса?
Если кратко, то проводят аналитику и смотрят на основные метрики. Одна из главных — конверсия, то есть соотношение числа состоявшихся покупателей к общему количеству посетителей.
Показатели эффективности сайта могут иметь разное значение в зависимости от того, что вы продаете, но очень сильное влияние на конверсию оказывает именно юзабилити сайта.
В чем суть зависимости конверсии от юзабилити?
Удобство перехода по ссылкам, структурированное размещение товарных позиций, простая навигация, отсутствие лишнего — все это является составляющими юзабилити ресурса. Если посетителю нужно совершить
много действий для поиска информации, и ему даже в итоге не удается ее найти, ваш сайт не отвечает требованиям удобства. А должен, ведь юзабилити прямо сказывается на ранжировании в поисковых системах, а главное в голове у посетителя, когда он сравнивает вас с конкурентами.
Какие факторы влияют на юзабилити сайта при ранжировании?
- скорость загрузки страниц — статистика показывает, что пользователь не будет ждать дольше 3-х секунд;
- удобное нижнее меню — после скроллинга страницы должна присутствовать возможность возврата в нужный раздел;
- контакты — необходимо оставить информацию для связи с менеджером/консультантом;
- мультибраузерность — сайт должен корректно отображаться в любом браузере на ПК, а также мобильных устройствах;
- удобство при навигации и совершении целевых действий, например, просмотре карточек товара, организации процесса добавления в корзину, оплаты и доставки товара.
Каким же образом поисковые роботы поймут, что ресурс не отвечает требованиям юзабилити?
Система учитывает огромное количество факторов. Например, человек ввел запрос и получил список ресурсов. Затем перешел по первой ссылке, побыл на сайте некоторое время, а потом снова вернулся в поисковую выдачу. Робот сделал свои выводы: пользователь не нашел нужную информацию и продолжил поиск. Значит, сайт недостаточно хороший.
Несколько рекомендаций для улучшения юзабилити
Стремитесь к высокой конверсии? Улучшайте юзабилити своего сайта:
- сделайте понятную навигацию и структуру;
- разместите удобные инструменты взаимодействия: кнопки призыва к действию, поиск и прочее;
- дайте полные сведения о продукте;
- обеспечьте пользователя быстрым доступом к важной информации;
- разработайте или улучшите мобильную версию;
- сделайте сайт удобным как для людей, так и идеальным для роботов.
Что делать, если вы перепробовали все варианты SEO и контекста, а конверсии по-прежнему не растут?
В этом случае вам потребуются не только количественные данные для анализа, но и качественные. А лучше и те и другие сразу. Для этого подходят:
- UX-исследования, чтобы узнать, почему пользователи ведут себя именно так, что именно им нравится или не нравится на вашем сайте;
- А/Б тесты, они позволят вам подобрать самый лучший вариант текста, креатива, дизайна, структуры и т.д.;
- быстрые тесты на восприятие, те самые 5-ти секундные тесты;
- глубинные интервью или модерируемые исследования.
Есть много инструментов, чтобы узнать, как изменить одежку, чтобы произвести должное впечатление при первой встрече с посетителем вашего сайта или мобильного приложения.
Тестируйте. Проверяйте эффективность изменений, чтобы в итоге найти лучшие решения. Когда конверсия сайта заметно вырастет, можно сделать выводы об удачном улучшении юзабилити.
Елена Брумарова, Digital Marketing & UX Manager