Найти в Дзене
Киноконтроль

Разбираю фильм "Облачный атлас", который многие так и не поняли

Привет, на связи "Киноконтроль". Фильм "Облачный атлас" стал одним из самых амбициозных проектов в карьере режиссеров Ланы и Лилли Вачовски и Тома Тыквера. Длинный период разработки, самый большой бюджет в рамках независимого кинематографа, прекрасный актерский состав (Том Хэнкс, Хью Грант, Хелли Берри) обещали фильму успех, но получившийся результат многих разочаровал. Фильм не поняли критики и зрители, он остался практически без наград и не получил культовый статус . Но заслуженно ли это? Разберемся в этой статье.

Профессиональное сообщество отреагировало на эпическое кинополотно по-разному, и для многих фильм оказался бессмысленной пустышкой, которая за рядом перевоплощений и рваных переходов между историями потеряла все содержание оригинального романа.

Кадры из фильма "Облачный атлас"
Кадры из фильма "Облачный атлас"

Давайте разберемся в чем достоинство фильма и почему он сложнее, чем кажется на первый взгляд. Оригинальный роман Дэвида Митчелла, по которому снят фильм состоит из 6 историй.

Первая - морское путешествие Адама Юинга в 1849 году, в котором его пытался отравить доктор Гуз и его спасает беглый раб, которому до этого Юинга помог остаться в живых.

Вторая - история молодого композитора Роберта Фробишера из 1936 года, который пишет симфонию "Облачный атлас" и заканчивает жизнь самоубийством.

Адам Юинг и Роберт Фробишер (слева направо)
Адам Юинг и Роберт Фробишер (слева направо)

Третья история - расследование журналистки Луизы Рей в 1973 году о проблемах атомных реакторов, во время которого ее чуть не убивает заказной киллер.

Четвертая - комедийная история неудачливого редактора Тимоти Кавендиша из 2012 года, которого собственный брат помещает в дом престарелых, больше похожий на тюрьму. Кавендиш находит там союзников и бежит.

Пятая - антиутопия 2144 года о жизни девушки Сонми-451, которая стала символом восстания против тоталитарной системы и социального неравенства.

Шестая история - жизнь пастуха Захри в 2321 году, который помогает чужестранке Мероним добраться до заброшенной станции на горе и отправить сигнал бедствия внеземным колониям людей.

Тимоти Кавендиш и Сонми-451 (сверху вниз)
Тимоти Кавендиш и Сонми-451 (сверху вниз)

В книге каждая история поделена пополам . У Митчелла главный герой каждой истории - это одна и та же душа, которая перерождается от эпохи к эпохе. Тема реинкарнации и бессмертия души - одна из центральных в романе. Экранизация же выстроена по-другому. Режиссеры параллельно рассказывают все истории, показывая прямые переклички тем и сюжетов в них. Но из-за этого теряется идея перевоплощения одной конкретной души. Создатели изобретательно подходят к тому, чтобы показать перерождение душ. Здесь одни и те же актеры играют сазу нескольких персонажей, иногда главные роли, а иногда и пару секунд в массовке.

Героев каждой истории объединяет родимое пятно в виде кометы. И все они подрывают устоявшийся порядок своих миров. О чем говорит нам фильм? В первую очередь история "Облачного атласа" посвящена реинкарнации бессмертных душ, которые воплощаются в разных эпохах.

То самое родимое пятно в виде кометы, которое есть у каждого героя истории.
То самое родимое пятно в виде кометы, которое есть у каждого героя истории.

Идея бессмертия в фильме показана авторами через творческое бессмертие. Главным примером, конечно, является симфония "Облачный атлас", она звучи в каждой истории. Письма Юинга, записи Рей, устный рассказ Захри - это все творчество, искусство, которое обеспечивает бессмертие автору. Также в каждой истории мы видим борьбу слабого и сильного, будь то старики против злой медсестры, или жители долины против каннибалов. И в каждой истории слабые берут вверх.

Луиза Рей и ее записи
Луиза Рей и ее записи

Истина, которая открывается персонажам фильма, состоит в том, что каждый человек имеет возможность познать истину мира, а поняв его порочность, изменить его. Порядок, лежащий в основе всего сущего, нужно изменить. Что же помогает освободиться человеку от власти закона и нормы? Знание. Именно знание в фильме ведет к освобождению, за знание и информацию сражается Луиза Рей, знание "правды-истины" позволяет Захри освободиться от собственных страхов. Освобождающая сила знания - главная идея фильма.

Какое ваше мнение о фильме "Облачный атлас"? Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал.