Одна из ключевых обязанностей грамотного специалиста автопарка, отвечающего за функционирование и/или обслуживание подвижного состава, подбирать такие пары трения (тормозная колодка + тормозной диск), которые самым наилучшим образом отвечают конкретным задачам эксплуатации. Только в этом случае получится обеспечить максимальную экономию и безусловную безопасность дорожного движения. Как это сделать? Цикл статей на эту тему продолжаем 4-ой статьёй.
Эксперт статьи: Андрей Долгих, представитель в странах СНГ по продажам и послепродажному обслуживанию компании MERITOR
В предыдущих статьях мы с вами научились правильно выбирать пары трения (колодка+диск) и разобрались, как профессионально оценить остаточную толщину тормозного диска. Напомню, что мы с вами убедились, что для российских условий эксплуатации оптимальным выбором будет тормозная колодка Meritor серии MAX в паре с диском Meritor серии MBR5000.
Теперь предлагаю начать разговор о том, что делать, если пара трения подобрана верно и она исправна, но ресурс её всё равно оставляет желать лучшего - «колодка мало ходит».
Одной из распространённых причин интенсивного износа тормозных колодок и дисков является неисправность тормозного механизма, традиционно, хотя и неверно называемого «суппорт».
В задачи современной инженерной школы входит не только надёжность и долговечность разрабатываемых изделий, но и оптимизация материалоёмкости и трудоёмкости их производства. Проще говоря, в современных тормозных механизмах вы вряд ли найдете лишний килограмм металла, избыточное количество витков резьбы или «ненужное» отверстие. При этом безусловно суппорт будет обеспечивать полную безопасность и ресурс при расчётных нагрузках. Под эти расчётные нагрузки и будет очень точно спроектирован механизм. Точность расчёта «обрекает» нас на исследования работы суппорта в составе конкретной модели автомобиля. Универсальных суппортов практически не осталось. При внешней их похожести, даже в рамках одной серии, например Meritor ELSA195/225, которым комплектуются в том числе грузовики Volvo, Renault, MAN, Iveco, вы можете обнаружить массу отличий, на первый взгляд незначительных, но очень важных для правильной и безопасной работы на конкретной модели автомобиля.
Современный суппорт проектируется не только с учётом применяемой в нём пары трения, но и с учётом конструкции балки (моста), нагрузки на ось, требуемого замедления и т.д.
Точность расчёта и прецизионность изготовления обуславливают и необходимость своевременного профессионального обслуживания. Работа механизма в сложных нагрузочных условиях при высоких температурах требует применения ремонтных комплектующих, сделанных с идеальной (до сотых долей миллиметра) точностью и из строго определённых материалов. В противном случае гарантированно не будет обеспечен ресурс всего узла, и весьма вероятен отказ тормозного механизма (это не «для красного словца», варианты отказов по причине неправильного обслуживания мы рассмотрим в следующих статьях).
Хорошие новости заключаются в том, что:
• обслуживание суппорта не является трудоёмким и не требует частого повторения при условии соблюдения технологии и применения качественных ремонтных комплектующих. Технологии обслуживания производимых нами тормозных механизмов вы можете найти в открытом доступе по ссылке www.meritor.com/LOD Однако, предостерегу вас от выполнения самостоятельного ремонта на данном этапе. Прочтение литературы необходимо, но не достаточно для обслуживания механизмов, от работоспособности которых зависит жизнь и здоровье. У вас есть возможность посетить семинар, который я провожу для механиков.
• диагностика состояния тормозного механизма не требует применения специнструмента (при условии, что в суппорт «до вас никто не залезал») и занимает минимум времени
• ремкомплекты для ремонта и обслуживания суппортов Meritor производим мы – разработчик и производитель самих суппортов, и вы можете быть уверены в их качестве. Каталоги ремкомплектов можно найти по ссылке: www.meritorpartsxpress.com/eu
Как обычно, формат статьи не позволяет мне рассказать вам всю полезную для вас информацию сразу. Но я обязательно продолжу в следующих статьях рассказ о типовых неисправностях и методах диагностики состояния тормозных механизмов Meritor