Честно говоря, вся история Царицынской усадьбы напоминает мне детектив, причем ответы на многие вопросы не найти и поныне. А, может быть, и тем более не найти, что прошло столько лет с далекого 1775 года, когда, купив здесь земли под будущую резиденцию, Екатерина Вторая буквально загорелась идеями Василия Ивановича Баженова, выдала из казны денег, и строительство началось.
Самая длинная и запутанная жизненная история у полюбившегося мне Хлебного дома, он же Кухонный корпус, с которого Баженов и начал обустройство поместья, и сделал это на совесть, ибо это необыкновенное сооружение – замысловатая помесь итальянского палаццо и неоготического стиля – не только живо до сих пор, но и прекрасно себя чувствует, несмотря на все невзгоды, выпавшие на его долю.
Название «Хлебный дом» возникло в 19 веке – считалось, что белокаменные рельефы на северном и западном фасаде здания напоминают каравай с солонкой.
Каким его видел Баженов
Массивное здание с обширным внутренним двором было самым большим сооружением, которое Баженов успел создать в Царицыне в 1784-1786 годах.
Оно было предназначено для служебных помещений резиденции императрицы: в подвале было достаточно места для погребов, ледников, дровников, ну а выше планировали разместить кухни с очагами и жаровнями, пекарни и кондитерские, «кофишенскую» для приготовления кофе, чая и шоколада, предполагалась даже «брандмейстерская» - помещение для пожарной команды.
Повозки, нагруженные углем и всякой снедью, должны были подъезжать к зданию через арку со стороны парка.
К лету 1785 года здание Кухонного корпуса было практически завершено – оставалось покрыть его крышей, вывести парапеты и заняться внутренней отделкой.
И остается только гадать, почему Екатерина, посетившая в тот год Царицыно, отстранила Баженова от дел и передала весь проект Казакову, которому и поручила перестроить центральную часть ансамбля.
Казаков был впечатлен размахом строительства и необычным стилистическим решением своего предшественника – элементы неоготики, наложенные на итальянскую основу поразили и его.
Словом, новый архитектор решил по возможности сохранить произведение Баженова, объединив старую постройку с дворцом галереей-оградой. Чтобы уберечь здание от разрушения, Казаков распорядился покрыть его временной кровлей, а окна забить лубьями. (Луб, лубья - подкорье, исподняя кора дерева, одна из составных частей сосудисто-волокнистого пучка).
После Екатерины
После кончины Екатерины в 1796 году новый император Павел Первый приказал прекратить все строительные работы в Царицыне. Кухонный корпус, как и остальные постройки, оставшись без внутренней отделки, долгое время пустовал и постепенно разрушался.
В середине 19 века его пытались приспособить под лечебницу для государственных крестьян и богадельню. Проект перестройки, предполагавший значительные внутренние и внешние изменения, разрабатывал архитектор Дрегалов.
В 1851 году корпус перекрыли двускатной кровлей, а внутри здания появились лестницы, однако уже в 1859м больница была закрыта, а богадельню так и не собрались организовать.
Во второй половине 19 века живописная местность вокруг дворцового ансамбля приобрела огромную популярность у дачников, которые строили или снимали здесь дома. Приезжал прицениться к дому и А.П. Чехов с женой, да и И.А. Бунин жил здесь у знакомых.
Небогатые дачники арендовали комнаты в Хлебном доме или, как они его называли, «во дворце».
Революционные ветры перемен
После революции корпус отдали под коммуналки. Жильцы приспособили здание под свои нужды: высокие фигурные рамы они частично закладывали кирпичом, вставляя в оставшиеся просветы обычные прямоугольные рамы, высокие сводчатые помещения разделялись на два этажа.
Отопление было дровяное, поэтому снаружи корпус оброс дровяными сараями.
Расселили эти коммуналки только в 70-х годах прошлого века, когда возникла идея отдать помещение под корпус Суриковского института – проект, однако, осуществлен не был.
В середине 80-х многострадальное здание, как и весь царицынский ансамбль передали в ведение Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, чья главная экспозиция должна была разместиться как раз в Хлебном доме. Началась его реставрация.
Его освободили от всех переделок, и реставраторы увидели, как шедевр Баженова должен был бы выглядеть по замыслу автора. Однако перестройка и последующие годы полной неразберихи опять сделали продолжение работ невозможным.
И вот наконец-то в 21 веке
В 2005 году за дело взялось правительство Москвы, и работы закипели вновь.
На этот раз судьба улыбнулась многострадальной усадьбе, потому что вместо кухонь и кладовок теперь здесь шикарное выставочное пространство, которое может принимать несколько выставок одновременно, а каждую субботу проводятся концерты.
Листайте галерею:
Немецкая фирма «Глаттер-Гёц» установила здесь орган, особенностью его является то, что он установлен на мобильную платформу, благодаря которой инструмент можно перемещать по залу.
Я уже показывала видеоматериалы нескольких выставок, проводившихся в залах Хлебного дома, так что при желании можно довольно подробно все рассмотреть. А еще лучше – по возможности, конечно, - приехать сюда и увидеть своими глазами.
Напоминаю, что вход в парк – бесплатный. По территории парка можно проехать на электромобиле с аудиогидом – существуют экскурсии (это уже платно) на 15 и на 30 минут, правда, есть сезонные ограничения, экскурсии проводятся только в теплое время года.
Еще о выставках в Хлебном доме можно посмотреть:
"Под маской Венеции" - что нам показали на выставке
Еще больше керамики. А будут ли парадоксы
Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду благодарна за лайк, комментарий, подписку