Уже несколько лет подряд я путешествую по Дагестану и каждую поездку, заезжая поглубже в горы, обнаруживаю все больше заброшенных сел и аулов. В этой статье я не буду рассказывать про ставший популярным аул Гамсутль, который в настоящее время утопает в мусоре от туристов (3 года назад еще такого не было, явно ощущается нарастающий туристический поток). Поскольку до аула надо пару километров пройти пешком в гору, вывоз мусора оттуда проблематичен, так заберите его с собой! Извините, наболело. Показываю фото Гамсутля и переходим к теме менее популярных заброшенных аулов на территории Дагестана.
Заброшенное село Амузги
(Координаты: 42.06854, 47.59734)
Село Амузги находится недалеко от села Кубачи. Раньше здесь был один из крупнейших центров кузнечного ремесла. Изготавливали умелые мастера здесь и холодное оружие, которое стало востребованным и в Дагестане, и за его границами. Горцы носили в себе секрет получения легендарной амузгинской стали.
Село находится на высоте 1557 м над уровнем моря. С глубокой древности до 30-х годов XX в. сел. Амузги было одним из крупных центров изготовления клинков кинжалов и сабель, в производстве которых было занято все взрослое население. В подсобных операциях участвовали подростки и женщины. После упадка спроса на холодное оружием 1930-х гг. жители селения стали заниматься сельским хозяйством. Небольшое количество мастеров было занято изготовлением бытовых и сельскохозяйственных кузнечных изделий. Амузгинцы этнически близки к кубачинцам.
Трудно представить, что в этом опустевшем селе когда-то кипела жизнь. Было время, когда здесь насчитывали 250 дворов – это в конце 19 века. Сегодня оно считается заброшенным, мертвым аулом. Такой статус ему присвоили в 2016 году, когда в январе ушла из жизни последняя жительница Амузги – Патимат Нугаева. Вот предположительно ее дом, где внутреннее убранство сохранилось до сих пор.
Удивительно красиво и аккуратно старинное кладбище села Амузги. Ученые расшифровали на могильных плитах этого кладбища надписи XII—XIII веков.
Заброшенный древний город Кала-Корейш
(Координаты: 42.10268, 47.65676)
Кала-Корейш — средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи в 7 веке выходцами из племени курейшитов, что и отразилось в названии. Кала — крепость. Курайш — мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед.
Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Курейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.
В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII—XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.
В Кала-Корейше имеется кладбище, ставшее местом паломничества. На кладбище покоятся правители с XII по XIX век. Джума-мечеть XI века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые. Стелы выполнены в едином «уцмийском стиле»: на плите из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительный орнаменты. Удивительно: на редких могилах встретишь имя покойного.
Заброшенный аул Корода
(координаты: 42.45101, 46.84831)
Аварское село Корода считается одним из из самых древних аулов Дагестана. Поселение основали в III—IV веке. Расположено оно в 12 километрах к северо-западу от районного центра — селения Гуниб, на реке Куяда. Согласно последней переписи населения, в 2010 году в селе проживало больше 900 человек.
Кородинцы делят село на три части — новую, старую и древнюю. Первая — это современные дома с пластиковыми окнами. Совсем иначе в старом селе. Вдоль узких улочек каждый дом словно музейный экспонат. Какой-то скромно притулился, стесненный стенами соседнего строения.
Другой возвышается над остальными, смотря окнами, окаймленными резными каменными наличниками. Третий постигла самая печальная участь: хозяева давно покинули его стены, и с каждым старая сакля все больше оседает.
Вход в древний аул почти как крепостные ворота. За ним — единственная улица, по обе стороны которой стоят разрушающиеся сакли. Редкие сохранившиеся домики заперты на железные засовы. Замки на многих давно проржавели. Сохранившая архитектура, необычное расположение, древние развалины — все это привлекает в эту часть аула большое количество путешественников.