Когда-то головной убор служил символом власти и могущества. В Средней Азии носить головные уборы запрещалось нищим, в Древнем Риме — рабам, а в Древнем Египте вообще всем, кроме фараона.
Сейчас ходить с покрытой головой может каждый. Да и разнообразие головных уборов настолько велико, что может удовлетворить любой, даже самый изощрённый вкус. Вот только много ли мы знаем об истории того, что надеваем на собственную голову?
Шапка не роскошь
В античности отношение к шапкам было чисто практическим. Они спасали человека от дождя, холода и зноя. Древние греки, к примеру, надевали головные уборы только в путешествия. Если бы кому-то взбрело в голову надеть шапку в городе, его бы сочли дураком.
Кстати, у греков было всего два вида головных уборов — пилос (нечто вроде чепчика, обтягивающего голову, без полей) и петасос (убор с полями, похожий на шляпу). В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было дождя, петасос отбрасывали за спину, так как он был подвешен на ремне или ленте.
Эпоха капюшонов
Такое определение можно смело дать средним векам. Тогда в особом почёте и у мужчин, и у женщин были накидки и плащи с капюшонами. Причём капюшоны эти были самой разнообразной формы. Иной раз их конец бывал таким длинным, что свисал ниже пояса.
Головные уборы в средневековье стали предметом неимоверной роскоши. Вот что писал по этому поводу один из монахов-августинцев: «Тщеславная горожанка надевает то мужской капюшон, то приобретённую дорогую вуаль, то шёлковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб (или грудь) или носит вокруг шеи коралловые чётки и, наконец, купленные блестящие волосы умершей женщины. Всё это необходимо женщине для украшения головы, ста золотых едва ли здесь хватит».
Знатные дамы носили генин — высокий конусообразный убор. Каркас для генина принцесс был высотой около метра! В такой шапочке не в каждую дверь можно было пройти.
По шапке встречают
В XV веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека: нотариус ходил в бобровой шапке, учёный-богослов — в чёрной шапке с плоской четырёхугольной тульей. Художник и врач предпочитали берет.
В XV — XVI веках мода на береты распространилась среди мужчин и женщин. Берет часто делали из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно, но со временем берет не утратил своего значения. Сегодня этот головной убор, особенно любимый женщинами, постепенно возвращается и в мужской гардероб.
С XVI века начинается эпоха шляп. Именно в это время получает распространение большая шляпа из фетра. Особенно популярна она была в Нидерландах. Поскольку такие шляпы часто встречались на картинах Рубенса и Рембрандта, то их назвали шляпа а-ля Рубенс, а-ля Рембрандт.
Мужчины не снимали шляп ни в помещении, ни на улице. Даже за столом сидели в этом головном уборе. Снять шляпу по этикету мужчина мог только при поклоне, приветствуя кого-либо. Каких только разновидностей не получил этот головной убор! Треуголка, сомбреро, котелок, цилиндр... Кстати, о цилиндрах. Мода на эти высокие шляпы с небольшими полями началась в Англии с XVIII века. Поначалу мужчины носили цветные цилиндры, но со временем этот убор приобрёл привычный нам сегодня чёрный цвет.
Одно время в моде был складной цилиндр на проволочном каркасе — шапоклак, или шляпа Гибуса. Эту шляпу, которая легко уплощалась до блина и пряталась под мышку, изобрёл в 1835 году парижанин Гибус. До 1914 года шапоклак как дополнение к фраку был принадлежностью бального туалета мужчин.
Без ушанки никуда
В России в особом почёте всегда были ушанки. Прототипов у современной ушанки очень много. Разные народности носили шапки, закрывающие уши. Такие головные уборы были у скандинавов, немцев, многих северных племён.
И сейчас ушанка не торопится выходить из моды. Наоборот, появляется множество новых интересных вариантов: с длинными ушками и короткими, с отворотом на лбу и без отворота — одним словом, на любой вкус.