Дайджест информационной безопасности
Интернет — частая причина споров между родителями и детьми. Юные пользователи считают старших слишком древними и строгими, а те, в свою очередь, пытаются оградить их от киберзависимости и онлайн-угроз.
Как преобразовать ожесточенные споры в увлекательные диалоги, познакомить ребенка с возможными угрозами в Интернете и деликатно поделиться знаниями в сфере информационной безопасности, читайте в новом дайджесте.
Знакомство с правилами информационной безопасности лучше начать с коротких и структурированных памяток.
Урок № 1
Полное делегирование воспитательных функций антивирусным программам усложняет построение доверительного диалога с ребенком.
Первый и самый ценный урок, который родитель преподносит ребенку при знакомстве с онлайн-ресурсами — собственный пример осмотрительного использования Интернета. В сети огромное количество информации, и задача родителя — научить юного пользователя ее анализировать и распознавать полезные и правдивые данные. Конечно, можно доверить эту задачу специальным сервисам. Однако, увидев окно с текстом «Этот ресурс заблокирован родительским контролем», ребенок не поймет причин блокировки и, скорее всего, постесняется спросить.
- Подготовьте аргументированный список запрещенных ресурсов. Вместе с ребенком просмотрите и обсудите его, разобрав каждый пункт по отдельности.
- Расскажите о фактчекинге и правиле трех ресурсов: когда пользователь находит любую информацию, прежде чем делиться сведениями, следует проверить их правдивость как минимум в трех других источниках.
- Расскажите о сервисах, проверяющих сайты на наличие мошеннических действий (Safe Browsing Яндекс), вирусов и рекламных ПО (URL-фильтр Dr.Web), а также о приложениях, проверяющих доменный возраст ресурса (Whois). Покажите ребенку на примере, как вычислить сайт, распространяющий фейки или вредоносные программы.
Урок №2
Будьте внимательны к онлайн-играм и не забывайте показывать ребенку другие сферы Интернета. Помните, разговорчивый ребенок — отличный источник информации для злоумышленников.
Второй урок киберграмотности посвятите знакомству ребенка с различными видами контента в Интернете. Первое время для юного пользователя онлайн-пространство представляет собой только развлекательную платформу. Обратите внимание, что стримами с прохождением игр, картинками с котиками и смешными видео из Тик-Тока сеть не ограничивается.
Поверхностно познакомьте ребенка с другими сегментами онлайн-жизни: обучение, общение с людьми из разных стран, бизнес и творчество. Для примера расскажите о Владиславе Занегине — подростке, воссоздавшем копию Краснодара в игре Minecraft. Творчество, соревновательный дух и технологии — хорошая замена ссорам.
Важно! Не забудьте предупредить ребенка о мошеннических действиях, направленных на онлайн-игроков:
Признаки игрового мошенничества: постоянные акции и снижение стоимости на игровую одежду, конкурсы с дорогостоящими призами, вознаграждения за заполнение анкет.
- Расскажите ребенку о настойчивых «друзьях» по онлайн-игре, которые интересуются сведениями о семье и заработке родителей.
- Обсудите схему со звонками и смс-сообщениями от фиктивных операторов банков.
- Прочитайте подробнее о вымогательстве денег, краже игровых аккаунтов и социальной инженерии в детском игровом сегменте.
Урок №3
Правила вежливого общения онлайн и в реальности рождаются дома.
Третий урок посвятите правилам уважительного общения в социальных сетях. Причиной гневных комментариев, кибербуллинга и онлайн-хамства стало отсутствие общего регламента поведения в Интернете. Поэтому именно родители должны передать ребенку правила корректного онлайн-общения. Объясните, что унизительный комментарий, адресованный незнакомому человеку, оставляет яркий след на репутации пользователя. Интернет помнит все: вольные фразы, оскорбительные шутки или угрозы.
Обратите внимание ребенка, что оскорбление человека в реальной жизни влечет административное наказание. Сегодня принято придерживаться следующих правил общения в Интернете:
С учителями, родителями друзей и родственниками следует общаться в рамках спокойной коммуникации: использовать знаки препинания, заглавные и строчные буквы. Реже стоит использовать восклицательный знак и Caps lock.
Сетевой этикет требует от пользователей отвечать на личные сообщения в течение нескольких часов, но никак не суток. Игнорирование писем или сообщений неприемлемо.
Нельзя бороться с оскорбительными комментариями при помощи встречной агрессии. Расскажите ребенку о том, что он всегда может пожаловаться на инцидент в приложении.
Урок №4
Договариваться проще, когда вы говорите на одном языке.
Четвертый урок полезно повторять и взрослым, и детям: никогда не забывайте о безопасности вашей персональной информации в Интернете.
- Расскажите и покажите ребенку, как действуют антивирусные программы, VPN-сервисы, режимы инкогнито, настройки приватности в социальных сетях и мессенджерах. Безопасность данных должна быть под контролем с самых первых дней использования сети.
- Повышайте собственную осведомленность, читайте о вирусах, мошеннических схемах, новых вредоносных программах и изменениях в сфере информационной безопасности. Родитель — проводник и основной защитник ребенка в Интернете.
- Превратите процесс в игру. Создавайте для ребенка фишинговые письма, отслеживайте его общение с незнакомыми людьми, создавая поддельные аккаунты, играйте в новые компьютерные игры.
- Закрепляйте уроки, разыгрывая мошеннические схемы в реальности (представьтесь сотрудником банка, экспертом компании-производителя игр).
Берегите себя и свои данные!
Макс Измайлов - главред HackHub.ru