Москва всегда куда-то спешит, ей всюду нужно успеть. Спешат автомобили по широким проспектам, торопятся люди…Невозможно противиться этому темпу, кем-то раз и навсегда заведенному. Вот и мы, прогуливаясь улицами столицы, невольно ускоряемся, подстраиваясь под город. Но есть в Златоглавой едва заметные "порталы в иное измерение", нырнув в которые, оказываешься в тихом и спокойном мирке. Для этого стоит сделать пару шагов в сторону от оживленной улицы - в переулок - и ты вырываешься из турбулентного потока людей, машин, шума. Там обязательно найдется что-то интересное, за что зацепится взгляд, с чем захочется познакомиться поближе.
Мы шли по Покровке, когда заметили переулок с забавным названием Барашевский и виднеющуюся в глубине церковь. Этот храм необычно выглядит, с интересной историей. Хотя последнее справедливо практически для любого столичного храма, имеющего за плечами ни одну сотню лет.
Впервые храм на этом месте впервые упоминается в летописях в 1476 году, когда Иван III выменял окрестную землю у одного из старейших монастырей Москвы, у Спасо-Андроникова (об этой обители читайте в нашем рассказе). Поскольку земля стала принадлежать государю, то и люди на ней стали селиться государевы, да еще и с очень необычным родом занятий. Они возили за царями в походы шатры и занимались их установкой. И от старого слова «бара» то есть мягкая рухлядь, и пошло название слободы – Бараши. Спустя века пришли на эту местность другие люди, родились новые названия окрестностей. От слободы остался только Барашевский переулок и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах.
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящен придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящен придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. Для размещения государей у храма стояли особые палаты так как они всегда прибывали к празднику мученика Лонгина.
Лонгин Сотник не самый известный и почитаемый святой. Это сотник, который своим копьем пронзил ребра распятому Иисусу, но затем уверовал в него и впоследствии добровольно принял мученическую смерть.
В 1688-1701 годах Введенская церковь была практически отстроена заново. В новое здание включили небольшие фрагменты прежнего строения. Большой двусветный бесстолпный одноглавый храм на сводчатом подклете, имеющий обширную трапезную с выделенными объемами приделов: северным — Илии Пророка и южным — Лонгина Сотника. Церковь, «по архитектурной моде» того времени, в соответствии с требованием стиля «московское барокко» богато декорировали фигурным кирпичом и белым камнем: граненые апсиды, богато украшенные наличниками, порталы, обрамленные колонками с завершениями в форме гребешков, сложные карнизы, декоративные кокошники. Приделы выделены отдельными небольшими объемами с главками. Четырехъярусная колокольня сооружена в 1740-е годы.
Кстати, в Подклети церкви погребен один из сподвижников Петра – думный дьяк Андрей Андреевич Виниус. При Петре I он ведал Аптекарским, Сибирским, Артиллерийским приказами. Его стараниями была заведена и построена на Пушечном Дворе Московская пушкарская школа. Курировал заведение казенных металлургических заводов на Урале и в Сибири. Отвечал за переплавку колоколов на пушки.
В XX веке храм был практически приговорен к уничтожению. В 1932 году президиум Мособлисполкома издал постановление, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передана в Третьяковскую Галерею.
Но снос по каким-то причинам отложили, а затем и вовсе отменили, но здание храма отдали под общежитие, а после – под нужды завода электроизделий. С 1970-х годов в церкви располагался цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината и параллельно шла реставрация самого храма. В 1993 году Введенский храм был передан православной церкви. Кстати, храм до сих пор не оправился до конца после десятилетий разрухи, наступившей для него в советское время. Для этого не нужно быть экспертом, чтобы увидеть это - все "написано" на фасадах здания, состояние которых оставляет желать лучшего.
В это время возродилась интересная и хорошая традиция при храме:
В исторических документах зафиксировано, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин. И сейчас кроме Богослужений на территории храма проходят культурные мероприятия, просветительские встречи на богословские темы, организуются паломнические поездки для прихожан.
Если окажетесь рядом с этим храмом, обязательно обратите внимание на его необычную ограду: на каждом столбе установлены керамические барельефы православных святых.
Вот такая Москва – отходишь на сто метров в любой переулок и погружаешься в историю.
***
Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.
***
О чем мы рассказывали ранее:
Старинный храм в центре Москвы, с территории которого открывается красивый вид
Малоизвестный храм в центре Москвы с чудотворной иконой, написанной в XXI веке
Неприметный храм в Москве, связанный с историей гардемаринов
Столичный храм, который восстановил Александр Абдулов
Самый загадочный "коронованный" православный храм
Единственный кремль, который разобрали для строительства московского метро
Самый старый храм Москвы и Спасо-Андроников монастырь. Обитель тесно связана с Константинополем