Найти тему

Древний храм в московской слободе, где раньше жили "бараши"

Москва всегда куда-то спешит, ей всюду нужно успеть. Спешат автомобили по широким проспектам, торопятся люди…Невозможно противиться этому темпу, кем-то раз и навсегда заведенному. Вот и мы, прогуливаясь улицами столицы, невольно ускоряемся, подстраиваясь под город. Но есть в Златоглавой едва заметные "порталы в иное измерение", нырнув в которые, оказываешься в тихом и спокойном мирке. Для этого стоит сделать пару шагов в сторону от оживленной улицы - в переулок - и ты вырываешься из турбулентного потока людей, машин, шума. Там обязательно найдется что-то интересное, за что зацепится взгляд, с чем захочется познакомиться поближе.

Барашевский переулок. Фото авторов
Барашевский переулок. Фото авторов

Мы шли по Покровке, когда заметили переулок с забавным названием Барашевский и виднеющуюся в глубине церковь. Этот храм необычно выглядит, с интересной историей. Хотя последнее справедливо практически для любого столичного храма, имеющего за плечами ни одну сотню лет.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

Впервые храм на этом месте впервые упоминается в летописях в 1476 году, когда Иван III выменял окрестную землю у одного из старейших монастырей Москвы, у Спасо-Андроникова (об этой обители читайте в нашем рассказе). Поскольку земля стала принадлежать государю, то и люди на ней стали селиться государевы, да еще и с очень необычным родом занятий. Они возили за царями в походы шатры и занимались их установкой. И от старого слова «бара» то есть мягкая рухлядь, и пошло название слободы – Бараши. Спустя века пришли на эту местность другие люди, родились новые названия окрестностей. От слободы остался только Барашевский переулок и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящен придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящен придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода. Для размещения государей у храма стояли особые палаты так как они всегда прибывали к празднику мученика Лонгина.

Лонгин Сотник не самый известный и почитаемый святой. Это сотник, который своим копьем пронзил ребра распятому Иисусу, но затем уверовал в него и впоследствии добровольно принял мученическую смерть.
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

В 1688-1701 годах Введенская церковь была практически отстроена заново. В новое здание включили небольшие фрагменты прежнего строения. Большой двусветный бесстолпный одноглавый храм на сводчатом подклете, имеющий обширную трапезную с выделенными объемами приделов: северным — Илии Пророка и южным — Лонгина Сотника. Церковь, «по архитектурной моде» того времени, в соответствии с требованием стиля «московское барокко» богато декорировали фигурным кирпичом и белым камнем: граненые апсиды, богато украшенные наличниками, порталы, обрамленные колонками с завершениями в форме гребешков, сложные карнизы, декоративные кокошники. Приделы выделены отдельными небольшими объемами с главками. Четырехъярусная колокольня сооружена в 1740-е годы.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

Кстати, в Подклети церкви погребен один из сподвижников Петра – думный дьяк Андрей Андреевич Виниус. При Петре I он ведал Аптекарским, Сибирским, Артиллерийским приказами. Его стараниями была заведена и построена на Пушечном Дворе Московская пушкарская школа. Курировал заведение казенных металлургических заводов на Урале и в Сибири. Отвечал за переплавку колоколов на пушки.

Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Фрагмент храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

В XX веке храм был практически приговорен к уничтожению. В 1932 году президиум Мособлисполкома издал постановление, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передана в Третьяковскую Галерею.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Фото авторов

Но снос по каким-то причинам отложили, а затем и вовсе отменили, но здание храма отдали под общежитие, а после – под нужды завода электроизделий. С 1970-х годов в церкви располагался цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината и параллельно шла реставрация самого храма. В 1993 году Введенский храм был передан православной церкви. Кстати, храм до сих пор не оправился до конца после десятилетий разрухи, наступившей для него в советское время. Для этого не нужно быть экспертом, чтобы увидеть это - все "написано" на фасадах здания, состояние которых оставляет желать лучшего.

Беседка во дворе храма. Фото авторов
Беседка во дворе храма. Фото авторов

В это время возродилась интересная и хорошая традиция при храме:

В исторических документах зафиксировано, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин. И сейчас кроме Богослужений на территории храма проходят культурные мероприятия, просветительские встречи на богословские темы, организуются паломнические поездки для прихожан.

Если окажетесь рядом с этим храмом, обязательно обратите внимание на его необычную ограду: на каждом столбе установлены керамические барельефы православных святых.

Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов
Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов
Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов
Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов
Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов
Керамические барельефы на ограде храма. Фото авторов

Вот такая Москва – отходишь на сто метров в любой переулок и погружаешься в историю.

***

Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.

***

О чем мы рассказывали ранее:

Старинный храм в центре Москвы, с территории которого открывается красивый вид

Малоизвестный храм в центре Москвы с чудотворной иконой, написанной в XXI веке

Неприметный храм в Москве, связанный с историей гардемаринов

Столичный храм, который восстановил Александр Абдулов

Самый загадочный "коронованный" православный храм

Единственный кремль, который разобрали для строительства московского метро

Самый старый храм Москвы и Спасо-Андроников монастырь. Обитель тесно связана с Константинополем