Дебютная короткометражка уже немолодого советского режиссёра так понравилась чиновникам, что её расширили и превратили в почти полноценный фильм! Это случай уникальный, и произошёл он с Иваном Лукинским, который в уже зрелом возрасте решил из документалиста стать режиссёром кино игрового. И начал он с экранизации знаменитого рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек».
Сам рассказ появился ещё до войны, а для кино его адаптировал драматург Виктор Шкловский.
Иван Лукинский в кинематограф попал ещё в тридцатые, снимал документальные картины, был вторым режиссёром, но в начале пятидесятых, когда ему было уже сильно за 40, захотел изменить карьеру.
В те времена советского кино было мало: страна ещё не до конца восстановилась после войны, так что бюджетов киностудиями выделяли почти не выделяли. В год выходило лишь по несколько картин, в кинотеатрах шли фильмы в основном трофейные. И уж конечно, тогда было совсем не до детского кино. Но Лукинский совершил непредсказуемый ход, взявшись именно за детское произведение.
На главные роли, тех самых братьев-сорванцов, потерявших важную телеграмму, искали по всей Москве. Нашли мальчишек в столичных школах, как водится, совершенно случайно. Удивительно, но
Юра Чучунов, сыгравший Чука, и Андрей Чиликин, ставший Геком, были даже чем-то похожи внешне, поэтому многие зрители были уверены, что экранных братьев сыграли настоящие братья.
На съёмкам мальчишкам пришлось нелегко. Много сцен снимали в павильоне, так что юным актёрам нужно было в зимних нарядах часами находиться под прожекторами, обливаясь потом. Кроме того, уже когда материал был отснят, ребят пригласили самих озвучивать персонажей, так что они (и не только они, но и их взрослые коллеги) порядком помучались и в студии звукозаписи. Зато
мало кто из зрителей остался равнодушным к толстощёким бутузам, которые всерьёз воспринимают всё, что вокруг происходит.
Юра и Андрей и в самом деле на площадке себя чувствовали свободно, были невероятно артистичны и на экране оказались самими собой — самыми обычными советскими мальчишками первого послевоенного поколения. Любопытно, что обоим предрекали удачную кинокарьеры, но ни Юра, ни Андрей с кино жизнь не связали.
Главную женскую роль, мамы Чука и Гека, отдали Вере Васильевой, любимице страны. В 1947 году она в одночасье стала знаменитостью, снявшись в картине «Сказание о земле Сибирской». Я очень не люблю, когда перетряхивают грязное бельё и спустя годы вспоминают нелицеприятные подробности о людях, которые уже ушли из жизни. Увы, такие истории нынче в моде, а имена актрис, практикующих публичные исповеди, на слуху. В этой связи не могу не вспомнить интервью Веры Васильевой, которое я видела несколько лет назад.
В своё время поговаривали, что Вере Васильевой поступило нескромное предложение от влиятельного чиновника, которое она категорически отвергла. И после этого якобы её внесли в чёрный список киностудий, а режиссёрам запретили снимать актрису. И действительно, довольно долго у Веры в кино ролей было мало, да и то главным образом второстепенные. Так вот сама
Вера Васильева в том сама интервью сказала, что никакого запрета не было, просто режиссёры не находили для неё ролей, поэтому и не снимали. Зато она с огромным удовольствием отдавалась в те годы театру.
Где тут правда, знает только сама Вера Кузьминична и люди, которых давно нет на свете. Но я твёрдо убеждена, что это очень достойный ответ. Даже если актрису и обижали, она не лелеяла годами ненависть и не вынашивала планы мести, а делала своё дело, любимое дело.
Поливать грязью людей, которые не могут ответить, — занятие сомнительное, а прилюдно рассказывать о пикантных похождениях в возрасте уже сильно за…, — вообще, кажется, за гранью приличий.
И большое спасибо Вере Васильевой и её коллегам, которые сохраняют достоинство и уважение в первую очередь к себе в любые времена.
Крошечные роли в ильме Лукинского сыграли Екатерина Савинова, Иван Рыжов, Виктор Авдюшко и Раднэр Муратов (это, кстати, был один из первых его эпизодов). А авторский текст читал Николай Литвинов, и это имя, уверена, знакомо всем, кто вырос в шестидесятые-восьмидесятые:
голос Литвинова постоянно звучал из радиоприёмников, без него обходились лишь редкие детские передачи и радиоспектакли.
Когда Лукинский принёс короткометражку «Чук и Гек» на приёмку, члены приёмной комиссии дали ей отличную оценку и рекомендовали доснять материалы, чтобы получился полноценный фильм. Правда, полуторачасовой истории всё-равно не получилось, длительность ленты чуть меньше часа. Однако и этого достаточно, чтобы вернуться в детство (особенно советское).
«Чук и Гек» — это идеальная и очень реалистичная иллюстрация того времени. Такой выглядит жизнь на новогодних открытках пятидесятых, на страницах старых журналов, афишах.
Не знаю, были ли пятидесятые на самом деле такими тёплыми и душевными, но хочется думать, что были. Вы что-то об этом знаете или, возможно, помните?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: