В 1501 году Филипп Бургундский и Хуана Кастильская стали наследниками королевств Кастилии и Арагона. Этот новый статус требовал, чтобы они появлялись на конституционных церемониях в главных городах Испании, чтобы принять присягу. Путь, по которому они должны были пройти, стал предметом споров. Родители Хуаны - Фердинанд и Изабелла настаивали на том, чтобы отправиться морским путем из Фландрии в Испанию. Советники Филиппа договорились о сухопутном маршруте через Францию. Вопрос был урегулирован в августе 1501 года, когда Филипп согласился женить своего сына Карла на Клод, старшей дочери короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской.
Этот брак вызвал у Филиппа некоторые семейные трения. Хуана была непреклонна в защите своих прав как наследницы испанских королевств, но Филипп отказался встать на сторону Испании и испанских монархов. Он демонстративно поддерживал профранцузскую политику. В конце концов, он был в долгу перед Францией за свои бургундские владения. Филипп выразил заинтересованность во встрече со своей будущей невесткой, и когда король Людовик услышал это, он пригласил Филиппа и Хуану посетить французский королевский двор в Блуа по пути в Испанию.
Возможно, Филипп заранее спланировал это. Королева Франции Анна послала ко двору Филиппа делегацию, которая прожила там с апреля по май, скорее всего, для того, чтобы способствовать свадьбе дочери и определению маршрута путешествия через Францию. Из-за вражды, существовавшей между двумя странами и их домами, была большая надежда, что эта встреча откроет новую эру в международных отношениях и, возможно, приведет к новому всеобщему миру. Важность события была продемонстрирована в торжественности, проявленной во время этого посещения.
Хуана настояла на том, чтобы ехать верхом, несмотря на ненастную погоду и плохие дороги. Королева Анна послала мадам де Вандом вместе с четырнадцатью женщинами, чтобы они ожидали Хуану, пока она путешествовала из одного города в другой. 9 ноября Хуана официально въехала в Валансьен, где жители преподнесли ей два серебряных горшка и чашу, усыпанную золотыми цветами. Филипп и Хуана официально въехали во Францию 16 ноября, где их встретили огромным приемом. Они прибыли в Париж, где для пары был устроен грандиозный банкет с участием дам, напитками, специями, сладостями и танцами. Позже Хуана покинула Париж, чтобы направиться в замок Блуа. Филипп пробыл в Париже еще четыре дня, прежде чем присоединиться к супруге.
Они вместе прибыли в Блуа 7 декабря, где их разместили в недавно построенной части дворца, богато украшенной гобеленами и обставленной специально для их визита. Филипп отправился на встречу с королем Людовиком со свитой в сопровождении Пьера де Божье, герцога Бурбонского. Он вошел в залу, где его ожидал король и трижды склонился до колен прежде, чем приблизиться. Людовик вставал и снимал шляпу при каждом поклоне, затем подошел к Филиппу и обнял его. Наследнику французского престола Франсуа Ангулемскому было семь лет, и он вышел вперед, чтобы получить поцелуй от Филиппа. Это было первое появление Франсуа при большом дворе. Хуана особенно стремилась сохранить свой статус наследницы испанского престола, не обижая хозяев. Ее спросили, поцелует ли она короля Франции, и она согласилась только после согласования со своим министром епископом Кордовы. Епископ уверил, что поцелуй приемлем. Людовик настоял на том, чтобы Филипп поклонился ему трижды, но когда приблизилась Хуана, он бросился к ней, не давая ей и дважды сделать реверанс.
Затем Людовик добродушно отпустил ее, вежливо пригласив проследовать к его жене, чтобы мужчины могли побыть наедине. Хуана отправилась по направлению к двери, где ее ждала герцогиня де Бурбон, чтобы проводить к королеве. Но толпа людей не позволяла ей добраться до двери. Филипп был вынужден вмешаться. Он буквально протиснулся вперед своей жены, спровоцировав толпу на еще больший хаос, что вызвало дальнейшую задержку.
Наконец, после всех приключений Хуана добралась до королевы Анны, которая сидела на троне перед камином с принцессой Оранской. Анна и Хуана сделали реверансы, поцеловались и немного поболтали. Светская беседа скоро утихла. Затем Хуана поприветствовала женщин по обе стороны от трона, включая герцогинь Ангулемскую, Алансонскую и графиню Дюнуа, а также племянницу короля Людовика Жермену де Фуа. Жермена выйдет замуж за овдовевшего отца Хуаны, короля Фердинанда, через четыре года после этого визита.
Остальные дамы королевы стояли вдоль стены, но герцогиня де Бурбон быстро подхватила Хуану под руку, сказав ей, что на приветствие и поцелуи всех этих дам потребуется целая вечность, и отвела ее в свои апартаменты. У дверей ее гостиной их встретила дочь Людовика и Анны, двухлетняя Клод. Девочка была на руках дочери ее гувернантки. Гувернантка, мадам де Турнон, стояла в нескольких футах от другой группы дам, а за ними шла группа маленьких девочек, которые вели себя наилучшим образом. Клод взглянул на Хуану и расплакался. Ее унесли, а девочка разрывалась криком во все горло.
В тот вечер Филиппу подали изысканный обед и лучшие вина. Король Людовик наблюдал за бдением Непорочного зачатия, поэтому он постился на хлебе и воде и рано удалился. В семь часов Хуану ждала делегация с легкими закусками. За королевским офицером следовали шесть пажей, одетых в королевскую красно-желтую ливрею, каждый держал в руке подсвечник. Герцогиня де Бурбон несла паштеты, герцогиня Ангулемская - салфетки, герцогиня Неверская несла ножи и вилки, за ней следовали Шарлотта д'Альбре и Жермена де Фуа, каждая несла по тарелке засахаренного миндаля. Аптекарь королевы пришел последним на тот случай, если у Хуаны возникнет несварение желудка после еды. В комнату допускались только женщины, и они оставляли то, что принесли, на комоде и на кроватях.
Хуана села на подушку на полу вместе с герцогиней де Бурбон. В конце вечера герцогиня встала и дипломатично заявила мадам де Вандом, что не дает Хуане спать и ей нужен отдых. Мадам де Вандом показала Хуане ее внутренние апартаменты и осведомилась нуждается ли она в чем еще. Личные покои Хуаны были обеспечены лучшими полотенцами, грелками, губками, зеркалами, ночными колпаками и булавками. Даже раковина ее стула была сделана из серебра с золотой пластиной по краю.
На следующий день королева Анна прислала Хуане кошелек с деньгами, чтобы она представила ее от имени Анны на мессе. Хуана отказалась совершить вассальный акт и настояла на том, чтобы давать деньги только от своего имени. Анна подождала, пока Хуана выйдет за ней из часовни, но Хуана задержалась достаточно долго, чтобы продемонстрировать, что она ушла по собственному желанию. Королева Анна была в ярости, и в тот вечер Хуана извинилась, сказав, что она больна, чтобы не присутствовать на празднике. Несколько дам французского двора принесли Хуане ужин в комнаты.
В тот же день Филиппу предложили деньги от имени Людовика на мессе. Через несколько дней Хуана появилась на обеде в платье в испанском стиле, украшенном драгоценностями и золотой тканью. После ужина она танцевала по-испански, поражая всех своей элегантностью.
Все свободное время было заполнена банкетами, танцами и множеством частных ужинов. К сожалению, из-за ужасной погоды охота была невозможна. Испанская пара покинула Блуа 15 декабря. Король Людовик сопровождал их лично Амбуаза. Герцогиня Ангулемская принимала Хуану и Филиппа на протяжении шести дней в своем доме в Коньяке. Людовик был так доволен визитом, что мечтал о мирном договоре с Испанией, и надежды королевы Анны на брак Габсбургов для ее дочери сильно возросли.
К сожалению, этим надеждам не было суждено сбыться. В апреле 1505 года король Людовик тяжело заболел. Доктора опасались за его жизнь. Он был вынужден принять окончательное решение относительно замужества дочери Клод. В мае 1506 года он провозгласил в своем завещании, что шестилетняя Клод вступит в брак с одиннадцатилетним наследником престола Франсуа Ангулемским. В конце концов Клод вышла замуж за Франсуа, который стал королем Франсуа I после смерти Людовика XII 1 января 1515 года.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.