Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

"Амбарчики" мешавшие 6-ой флотилии эскадренных миноносцев кригсмарине.

Во времена второй мировой войны, с операциями в морях Северного Ледовитого океана омывающих берега СССР, у германского флота как то не ладилось. Нет катастрофических потерь не было и сопротивление было так себе, а вот значимых результатов, в плане стратегии, так достигнуть и не удавалось. Уже летом первого года войны с СССР, в портовый город Киркенес, находившийся на севере оккупированной Норвегии, 10 июля прибывает 6-я флотилия эскадренных миноносцев Кригсмарине. В нее входили не такие уж и новые, но еще не сильно старые эсминцы проектов 1934 и 1934A, общим числом пять штук. Отдохнув всего денек, трое из пяти под командой капитана-цур-зее Шульце-Хинрихса, 12 июля 1941 вышли в набег на советские морские транспортные коммуникации и так, с театром боевых действий познакомиться. В 03:30 13 июля они наткнулись на конвой из двух спасательных судов, переделанных из рыболовецких траулеров, буксировавших судоподъемные понтоны, под прикрытием сторожевого корабля "Пассат", также переделанно
Творчество авторов, исходники из свободных.
Творчество авторов, исходники из свободных.

Во времена второй мировой войны, с операциями в морях Северного Ледовитого океана омывающих берега СССР, у германского флота как то не ладилось. Нет катастрофических потерь не было и сопротивление было так себе, а вот значимых результатов, в плане стратегии, так достигнуть и не удавалось.

Уже летом первого года войны с СССР, в портовый город Киркенес, находившийся на севере оккупированной Норвегии, 10 июля прибывает 6-я флотилия эскадренных миноносцев Кригсмарине. В нее входили не такие уж и новые, но еще не сильно старые эсминцы проектов 1934 и 1934A, общим числом пять штук. Отдохнув всего денек, трое из пяти под командой капитана-цур-зее Шульце-Хинрихса, 12 июля 1941 вышли в набег на советские морские транспортные коммуникации и так, с театром боевых действий познакомиться.

В 03:30 13 июля они наткнулись на конвой из двух спасательных судов, переделанных из рыболовецких траулеров, буксировавших судоподъемные понтоны, под прикрытием сторожевого корабля "Пассат", также переделанного из траулера. Соотношение сил было таковым, что результат боя был ясен еще до его начала. Для германским эсминцев потопление советских кораблей было не сложнее учебных стрельб.

МБР-2, картинка из свободных
МБР-2, картинка из свободных

На поиск прорвавшихся вражеских кораблей были высланы морские разведчики Северного Флота - МБР-2, носивших прозвище "амбарчик". Эсминцы противника обнаружили в первом же вылете, что стало для немцев неприятным сюрпризом. Дело обнаружением не закончилось, пара "амбарчиков" отбомбилась, скинув 8 ФАБ-100. Эсминцы открыли заградительный огонь, которым повредили ведущий самолет, что привело к его аварийной посадке, с дальнейшей потерей самолета. Бомбы не повредили эсминцы, но в дальнейшем работать они предпочитали под прикрытием дальних истребителей. Однако и истребительное прикрытие не позволило кораблям 6-й флотилии избавиться от назойливого внимания МБР-2, которые укрываясь в облаках умудрялись держать контакт с противником. Второй раз удалось засечь эсминцы как только они пошли в набег, на них сбросили бомбы, но противнику удалось улизнуть и новой жертвой стало гидрографическое судно "Меридиан". После его потопления противника обнаружили и бомбили совместно с бомбардировщиками наземного базирования, но снова эсминцы ушли почти без повреждений. Активность советской авиации заставила 6 флотилию сменить тактику и более она в набеги не ходила.

За что МБР-2 прозвали "амбарчиком"? Ну во первых сделан был большей частью из дерева, нет в начале разработки, его конструктор Бериев хотел делать самолет с большим применением металла, но ему сказали, что алюминий и дюраль в дефиците, а для летающей лодки вполне сойдет и дерево. Так МБР-2 стал деревянным, с достаточно простыми и угловатыми формами.

МБР-2 бис, картинка с http://www.airwar.ru
МБР-2 бис, картинка с http://www.airwar.ru

Морской ближний разведчик и именно летающая лодка был очень нужен флоту, возможность садиться на воду решала проблему с аэродромами и была необходима при поисково-спасательных операциях. Но просто какой то злой рок давлел над машиной Бериева, не успели разобраться с переделкой конструкции под "деревянную" специфику, как выяснилось, что мотор, под который делали машину в серию не пойдет, а тот, что есть слаб. Потом конструктора отвлекают на разработку катапультного самолета КОР-1. Преодолевая сложности МБР-2 все-таки пошел в серию, став основным ближним морским разведчиком. А для только появившегося 11 мая 1937 Северного флота, МБР-2 стал машиной с которой началась история его воздушных сил.

МБР-2 Северного флота, источник из свободных
МБР-2 Северного флота, источник из свободных

Приятный в управлении, с хорошей мореходностью "амбарчик" все же здорово устарел на начало Великой Отечественной, ему готовили замену. Но война внесла свои коррективы и основная тяжесть морской разведки, спасательных операций, вплоть до 1944 года, легла именно на этот самолет и не только на Северном, но и на всех остальных флотах СССР.