Найти тему
Психолог Юлия Мурашева

"ЗВЕРОБОЙ." ДВА ПОДХОДА К ЛЮБВИ.

К понятию, простому и одновременно сложному «романтическая любовь» есть два подхода: идеалистический и практический. Можно долго об этом теоретически рассуждать, но проще рассмотреть это на примерах.

Уверена, что большинство помнят прекрасный фильм «Зверобой». Именно в этом фильме в ходе короткого диалога отражена чудовищная разница в подходе к отношениям и в мировосприятии мужчин и женщин.

                                                    Кадр из фильма "Зверобой"
Кадр из фильма "Зверобой"

Участники диалога Хэтти Хаттер и Чингачгук Большой Змей:

- Обещайте, что вы никогда не будете её бить, никогда не заставите таскать её тяжести, рубить дрова, дубить шкуры, жать хлеб, рожать много детей...

— А зачем она тогда такая нужна?

Эту беседу можно списать на необходимый в фильмах юмор, но, как известно, шутки правду не исключают, а скорее смягчают и делают менее обидной.

В некотором роде и Хэтти Хаттер и Чингачгук Большой Змей представляют собой обобщенные, в некотором роде, архитипичные образы, женщины и мужчины. Причем не мужчины и женщины вообще, а плодов искаженного советского воспитания.

                                              Кадр из фильма "Зверобой"
Кадр из фильма "Зверобой"

В фильме наглядно показано, что женщины, в лице наивной, восторженной и влюбленной Хэтти верят в неземную бескорыстную любовь (и готовы при случае сами эту любовь дарить), а мужчины, даже реально любящие и готовые на серьезные поступки ради любимой, любят земной любовью, в которой во главу угла ставится полезность партнёра.

Чингачгук Большой Змей – персонаж сугубо положительный, добрый, честный и готовый на подвиги. Он не меркантильный и ни сколько не подлый. Он готов дать многое своей женщине, но многое хочет получить взамен. Если не будет отдачи, он не видит вообще смысла в отношениях, даже если это «неземная любовь». Более того, впоследствии он еще и внимательно проследит, чтобы отдача от партнёрши была соразмерна его вкладу. Ничего плохого он в этом не видит, а потому этот принцип сразу провозглашает.

Хэтти Хаттер, тоже положительный персонаж, но излишне наивный и оторванный от реальной действительности. Хэтти искренне верит в любовь, но это сферическая любовь в вакууме, не имеющая ничего общего с реальной любовью. Настоящая, невыдуманная, реальная любовь ужасает девушку и вызывает отторжение.

                                            Кадр из фильма "Зверобой"
Кадр из фильма "Зверобой"

                                                  Кадр из фильма "Зверобой"
Кадр из фильма "Зверобой"

Простая и жизненная реальность Чингачгука, где любовь это не только безумная отдача, но и соразмерное получение, где есть место не только взаимной гармонии, но и взаимной выгоде, не может быть понята и принята Хэтти.

Девушка готова отдать буквально все и ожидает ровно такого же отношения от возлюбленного. Она честна, но до крайности наивна. Хэтти легко обмануть, потому что она склонна верить словам, подтверждающим ее выдуманные образы, а не реальным действиям и поступкам. Из-за этой своей особенности, она легко может испугаться достойного и честного мужчину, открыто рассуждающего о своих запросах и потребностях, и пойти на поводу лжеца и потребителя, готового красиво говорить, но ничего не отдающего взамен. Итог всегда мучителен и печален для восторженной девушки.

Кинематографический образ Хэтти Хаттер не плод больного воображения сценариста и режиссера. Они воссоздали этот типаж с натуры, таких «Хэтти» было более чем достаточно в реальной жизни, да и сейчас много. Но счастья и любви добиваются не вовсе не восторженные «Хэтти», а прагматичные «Джудиты Хаттер» и знающие жизнь «Уа-та-Уа».

Судьба же Хетти в фильме печальна, потому что такой персонаж нежизнеспособен. Для нее просто невозможно прописать счастливое будущее.