Павел Юрасов с детства интересовался историей, культурой, архитектурой и философией. Поэтому он нашёл себя в деле, в котором может делиться своими знаниями, — стал экскурсоводом. Павел рассказал, как самозанятому гиду найти клиентов, начать сотрудничать с агентствами по организации экскурсий и почему шум и дождь — главные враги экскурсовода.
Даже когда Павел Юрасов ещё работал по специальности, переводчиком, он продолжал слушать образовательные курсы по истории и копить знания. Однажды он понял, что к выступлениям некоторых лекторов мог бы сам добавить информацию или глубже объяснить тему. Тогда у него впервые возникла идея попробовать себя в роли гида: в этой профессии Павел мог бы миксовать знания по истории, архитектуре, религии и живописи. Жена подарила ему обучение на курсе «Москвоведение» в школе гидов «Москва глазами инженера» — и в сентябре 2018 года Павел освоил новую профессию.
В качестве дипломной экскурсии Павел провёл группу из 23 человек от Лубянской площади до Сретенского монастыря с рассказом про 500-летнюю историю сложных взаимоотношений власти и религии. Первый опыт оказался не очень удачным.
«Опыта работы с группой у меня не было, уверенности тоже: я смотрел на асфальт, на ноги, а не на людей. Такие ошибки я бы сейчас не допустил. К тому же, для первого раза можно было взять более простую обзорную экскурсию»,
— вспоминает он.
Но это не остановило Павла: он решил набираться опыта. Чтобы выделиться среди конкурентов, Павел придумал формат, который назвал лекскурсией — лекция + экскурсия. Это значит, что гид чуть дольше стоит у каждого объекта и глубже раскрывает историю вопроса. Он потратил три месяца на подготовку, отточил мастерство на друзьях и спустя 10–20 экскурсий почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы этим зарабатывать.
Оформите самозанятость за несколько кликов прямо в СберБанк Онлайн — и получите пакет бесплатных сервисов для развития бизнеса!
Как экскурсоводу привлекать клиентов?
Чтобы найти клиентов, Павел завёл профиль в Instagram, в котором начал рассказывать о своих экскурсиях: сначала на него подписались друзья, потом знакомые, затем знакомые знакомых.
«Для репутации гида нет ничего лучше, чем хорошо проведённая экскурсия. Довольные клиенты рекомендуют тебя друзьям и возвращаются сами»,
— говорит Павел.
Павел проводит и обзорные экскурсии, и тематические. Он сам продумывает интересный маршрут, делает объявление в Instagram, люди записываются. Некоторые просят провести индивидуальную экскурсию, например по конкретному району. Тогда Павел готовится уже по запросу.
Продвигаем своё дело онлайн: рекомендации для самозанятых от SMM-экспертов
Сколько зарабатывает гид?
Сначала Павел хотел проводить бесплатные экскурсии, но коллеги объяснили ему, что это обесценивает работу других гидов. Тогда экскурсовод начал брал символическую плату: предлагал участникам сделать добровольное пожертвование. Это работало плохо. «Люди не готовы к этому: в конце экскурсии могла получиться как очень маленькая сумма, так и слишком большая», — говорит он.
Теперь гид берёт 500 рублей с человека, если это групповая экскурсия, и 5 000 рублей, если это двухчасовая экскурсия для 3–5 человек. В арсенале Павла 22–25 экскурсий, в основном это московские маршруты. Павел понял, что популярны приятные прогулки с легко запоминающимися историями. Но желание делать лекскурсии никуда не делось. В его портфолио появились экскурсии в Новый Иерусалим, Быково, Переделкино, Дубровицы: во время длинных поездок можно делать культурологические и исторические погружения.
Кроме того, Павел сотрудничает с агентствами по организации экскурсий в Москве. Первый заказ пришёл от одного из агентств: его заметили и пригласили провести первую экскурсию бесплатно. С тех пор они стали регулярными. Каждый раз Павел обговаривает комфортную сумму вознаграждения — получается примерно так же, как если бы он готовил экскурсию сам, но не нужно тратить время на организацию и привлечение людей.
Солнце, шум и дождь: какие ещё враги в работе у гида?
Для каждой экскурсии Павел готовит конспект, в котором прописывает все маршруты, остановки, переходы, тексты, а также «портфель экскурсовода» с фотографиями, например, давно утерянных объектов. Из одного маршрута он выстраивает несколько разных экскурсий. Показывая Тверской бульвар и Патриаршие, он рассказывает и о местных знаменитостях, и об архитектуре, и о Булгакове.
Самые пиковые моменты для гида — длинные выходные, когда бывает по 3–4 заказа в день. «Это крайне тяжело, но так драйвит, что на следующий день снова выходишь к группе с улыбкой», — говорит Павел. В обычное время он проводит по 1–2 экскурсии в день. Как правило, все выходные у Павла заняты — он почти никогда не отказывает клиентам.
Гидам бывает сложно найти компромисс между точкой показа, комфортом участника и удобством экскурсовода. Сложно работать из-за шума города, не всегда можно встать с группой беспроблемно: если солнце, нужно искать тень, если дождь, надо найти крышу, а если рядом дорога, требуется тихое место. Задача гида — решить эти проблемы так, чтобы гости их даже не заметили.
Ещё одна проблема — фактчекинг: в сети много разнородной информации об исторических событиях. Чтобы избежать ошибок, Павел ищет информацию в проверенных источниках, а ещё участвует в ежедневных встречах гидов в Clubhouse в группе «Песочница экскурсоводов»: гиды беседуют о том, например, как жил царь Иван III, какими были репрессии у Ивана Грозного, делятся историческими статьями и методикой проведения экскурсий.
«Зарабатываю 80 000 ₽ в месяц при полной занятости»: самозанятая няня — о своей профессии
Как гиду оформить самозанятость?
В 2019 году Павел задумался о том, как легализовать свой доход. Для этого он зарегистрировался как самозанятый в сервисе «Своё дело» в приложении СберБанк Онлайн. Теперь ему удобно работать с юрлицами, просто заключив договор.
«Когда гид всё делает официально и платит налоги, видно, что он не однодневка и в профессии настроен серьёзно, поэтому я стал самозанятым»,
— говорит Павел.
Системы бронирования мест или предоплаты у Павла пока нет: люди просто оплачивают экскурсию наличными и переводят деньги на карту в день проведения. Эти платежи он заносит в приложение и раз в месяц платит с заработанной суммы налог (4% при работе с физлицами и 6% — с юрлицами, к примеру, когда поступает платёж от агентства).
Павел хочет расширить область применения своих знаний: читать лекции или выступать на мероприятиях. Ещё одна мечта — открыть своё агентство для гидов и создать комьюнити. Павел рад, что его хобби постепенно превращается во что-то большее: «Мне кажется, в любом деле главное — не бояться, а просто брать и делать. Делайте — и вас ждёт успех».