Звездный час Ми-24 наступил с вводом войск в Афганистан - там эти вертолеты показали себя во всей красе, но и столкнулись с рядом проблем, о которых мы и поговорим.
Но для начала пару слов, что вообще из себя представляет Ми-24. К началу войны в Афганистане Ми-24 был рекордсменом сразу в нескольких отраслях:
Во-первых, ему принадлежал рекорд скорости среди вертолетов;
Во-вторых, он был наиболее бронированным вертолетом своего времени;
В-третьих, Ми-24 был самым тяжеловооруженным ударным вертолетом.
Попутно, вертолет имел еще и десантный отсек, рассчитанный на 8 человек, однако он практически не использовался - в разреженном горном воздухе Афганистана двигатели не справлялись с нагрузкой, поэтому приходилось выбирать: или вооружение, или десант. Обычно выбирали вооружение, а для перевозки живой силы использовался Ми-8, рассчитанный от 18 до 30 человек, в разных модификациях.
Также разреженный воздух ограничивал вертолет в скорости и маневренности, не позволяя ему проявить себя во всей красе.
Еще одна проблема - невероятно высокая интенсивность эксплуатации вертолетов ввиду нехватки как самих машин, так и экипажей. Сам Ми-24 - машина выносливая и выдерживал высокий темп эксплуатации, а вот экипажи - нет. Вкупе со сложной местностью и горным воздухом, постоянная усталость пилотов нередко приводила к потерям.
За период войны советские войска потеряли 157 Ми-24 и лишь 93 были сбиты неприятельским огнем, остальная часть потерь связана с вышеназванными причинами.
Из-за отличного бронирования, кроме ПЗРК, единственным эффективным средством борьбы с Ми-24 были пулеметы ДШК и ЗГУ. И то, даже для крупнокалиберных пулеметов уязвима была лишь задняя полусфера вертолета, которая оставалась беззащитной. Предпринимались попытки разместить пулемет в задней части фюзеляжа, но от них пришлось отказаться.
Возможно вам будет интересно: как старинные пушки спасли Москву в 1941.
Подпишитесь, пожалуйста, на канал и поставьте ваш лайк, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!