Недалеко от Зимнего дворца и Летнего сада на Дворцовой набережной Невы расположился уникальный памятник архитектуры XVIII в. Мраморный дворец. Он был построен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди по личному заказу императрицы Екатерины II и предназначался для ее фаворита Григория Орлова. Строительство требовало огромных затрат, и Орлов так и не увидел дворец завершенным.
После смерти фаворита императрица выкупила прекрасное сооружение у его наследников и подарила своему второму внуку Константину Павловичу. Владельцами дворца вплоть до Октябрьской революции были «три Константина», так как судьба распорядилась так, что все три хозяина носили это имя. У Константина Павловича наследников не было, и после его смерти император Николай I подарил дворец своему второму сыну, от которого он перешел к его сыну Константину Константиновичу. В середине XIX в. Мраморный дворец и принадлежавший ему Служебный дом реконструировался по проекту архитектора Александра Брюллова к бракосочетанию нового владельца дворца.
Последний хозяин - один из ярчайших персонажей российской истории рубежа XIX–XX вв., сенатор, генерал-инспектор военно-учебных заведений, многолетний президент Академии наук и один из основателей Пушкинского Дома. Константин Романов был замечательным поэтом, печатавшим свои стихи под криптонимом "К.Р." Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественное убранство которых частично сохранилось до наших дней. В настоящее время в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной действует постоянная экспозиция, посвященная поэту серебряного века великому князю Константину Константиновичу. На музыкально-поэтических вечерах у гостеприимного хозяина бывали А. Фет, А. Майков, А. Рубинштейн, П. Чайковский и другие выдающиеся деятели культуры.
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность. Эти события произошли осенью 1917 г., когда у власти в России уже было Временное правительство и во дворце размещалось Министерство труда.
С 1919 по 1936 г. во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. Этот период в истории дворца характеризуется стихийным приспособлением парадных и жилых интерьеров здания для нужд большого научного учреждения. А в 1936 г. Ленсоветом было принято решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина.
Новый период в истории Мраморного дворца начался в 1991 г., когда решением Мэрии Санкт-Петербурга его передали в распоряжение Государственного Русского музея. Была разработана новая концепция использования Мраморного дворца - «Русское искусство в контексте искусства мирового». С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника: восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений.
В Мраморном дворце также размещена постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее», которая включает собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг. Ими в дар музею была передана коллекция, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.
Мраморный дворец является одним из немногих образцов архитектуры раннего классицизма в Санкт-Петербурге и уникальным примером использования природного камня в отделке здания. Его наружные фасады представляют главную художественную ценность, так как дошли до нас за малым исключением в первозданном виде. Первый этаж сооружения облицован темно-красным гранитом и служит основанием для второго и третьего этажей, имеющих облицовку из светло-серого гранита. Пилястры и трехчетвертные колонны выполнены из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями.
Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле и рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Главный фасад, обращенный в парадный двор (курдонер) венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами. В нем находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы близкого друга Ринальди Федота Шубина.
Перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П.Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. Это произведение является выдающимся памятником русской монументальной скульптуры начала XX в.
При входе во дворец гости сазу попадают в пространство Парадной лестницы, которая сохранила свое первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора, а прямо напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди. Рельеф появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено.
Скульптуры парадной лестницы являются единственным сохранившимся в Санкт-Петербурге аллегорическим ансамблем XVIII в. В нишах между первым и вторым этажами, украшенных мраморными раковинами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь (женская фигура с совой); Утро (женская фигура в виде богини утренней зари Авроры с солнечным диском у ее ног и гирляндой роз в руках); Полдень (женская фигура со стрелой, символизирующей солнечные лучи; солнечные часы показывают полдень, знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года); Вечер (женская фигура в образе богини охоты Дианы с луком и колчаном со стрелами).
Убранство самого эффектного зала дворца - Мраморного, во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, а после реконструкции А. Брюллова он стал двухъярусным. На западной стене установлены два барельефа работы скульптора М.Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов». Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень - лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золоченой бронзы, а дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, из различных сортов цветного дерева.
Русский музей осуществил в начале двухтысячных гг. реставрационные и ремонтно-восстановительные работы по воссозданию художественного убранства Мраморного зала на состояние, которое он имел в середине XIX в. Реконструированный по сохранившимся чертежам многоцветный наборный паркет XVIII в. с редким и сложным орнаментом дополняет великолепный интерьер. Также на основании исторических фотографий воссозданы два мраморных камина с зеркалами в золоченых резных рамах.
Центральное помещение Невской анфилады - Парадная приемная является еще одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки, а именно: восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета.
В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце - двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получи новое художественное убранство, и стал именоваться Белым или Готическим, из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. По сторонам от дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. В центре находится мраморный камин с зеркалом в резной золоченой раме. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своем историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.
К Белому залу примыкает Греческая галерея, через которую можно попасть в Зимний сад, занимающий пространство второго и третьего этажей. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.
На первом этаже дворца окнами на Миллионную улицу сохранились интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича, в которых отражены эстетические пристрастия их владельца. Кабинет, отделанный панелями красного дерева, оформлен в стиле жакоб. Музыкальная (Готическая) комната полностью выполнена из дуба. Здесь же находится гостиная с пятичастным живописным плафоном на сводчатом перекрытии. К этому помещению примыкает так называемая Мраморная гостиная, стены которой облицованы искусственным мрамором. Также сохранились, и были отреставрированы интерьеры библиотеки и приемной Великого князя.
В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции представляет произведения станковой живописи XVIII-ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно ценной частью собрания являются часы - каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII-первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены также графика, скульптура, мебель, осветительные приборы и художественная бронза.
Мраморный дворец является неотъемлемой частью Государственного Русского музея и шедевром русской архитектуры XVIII-XIX вв., созданным гениальным итальянцем на русской службе Антонио Ринальди.
Ссылки:
1. Статья автора об особняке А. Половцова на Большой Морской улице: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/roskoshnyi-osobniak-na-bolshoi-morskoi-60db733dbb321e01575f0ce2
2. Статья автора о дворце князей Белосельских-Белозерских: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/dvorec-kniazei-beloselskihbelozerskih-na-nevskom-prospekte-sovershenstvo-v-svoem-rode-60c25098802dfd6cb2067a69
3. Статья автора о Китайском дворце Екатерины II в Ораниенбауме: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29
4. Статья автора о дворце Петра III в Ораниенбауме: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/igrushechnyi-dvorec-petra-iii-v-oranienbaume-60ad151867b6041297e744c5