Скоро закончатся летние каникулы, и новый учебный год вступит в свои законные права... Каким он будет для наших учеников? Наполнятся школьные коридоры звонкими голосами школьников? Протрезвонит колокольчик для первоклассников на самой первой волнительной линейке? Ответов на эти вопросы пока нет... Но все мы: и ученики, и родители, и дети - очень надеемся, что наша школьная жизнь будет прежней, обычной, без дистанционного обучения.
Каждый год в сентябре в школу приходят не только ученики (от первоклассников до будущих выпускников). С огромным волнением и трепетом, крепко сжимая руку мамы или папы, поднимаются по ступенькам крыльца в вечернее время и самые маленькие ученики - будущие первоклассники. Курсы подготовки к школе уже давно стали привычной образовательной услугой. О том, что такое подготовка к школе, зачем она нужна и что должно быть её содержанием – темы не одной моей статьи. Сегодня я хочу затронуть только тему о первом учителе.
Принято считать, что первый учитель – это тот, кто набирает 1 класс и ведёт ребёнка по дороге школьных знаний целых 4 года. Что 1 класс – это словно ваза из хрусталя… Не разбить, не спугнуть желание, не испортить… Как начнётся школьная жизнь ребенка, так и дальше она продолжится: с теми же эмоциями, ощущениями, желаниями и проч. Позволю себе не согласиться с некоторыми моментами.
С 2008 года мне доверили (именно так, большая ответственность) вести курсы подготовки к школе. И это стало отправной точкой изменения моего мировоззрения. У нас в гимназии на курсы принимаются ребята от 5 до 7 лет. Занятия идут с сентября по май включительно. Итогом становится вступительное тестирование. Пишут его все малыши, но на поступление эта работа влияет только для соискателей, которые не относятся к нашей школе по прописке.
Все детские психологи в один голос многие десятки лет трубят нам о том, что всему своё время. До 7 лет (условно) ведущий тип деятельности ребёнка – игровая. Если начинать учить, то только через игру. В идеале обучение малышей выглядит примерно так: сидим на коврике с группой (не более 10 человек) и переставляем кубики, выкладываем карточки, поём и танцуем на этом же коврике и проч. Возможно, такую картину с ковриком можно увидеть в частных центрах раннего развития (и-то не всегда и не во всех). Что мы имеем на практике? У нас же школа – это уже сразу ШКОЛА. Это парты, это уроки (пусть и по 30 мин) и перемены, это группы количеством 20+ (!) человек. И всё это безумно сложно для детей. Здесь уже особенно важным моментом становится то, КАК учитель ведёт эти уроки, КАК коммуницирует с малышами на уроке и переменах. На первый план выступает личность педагога, его знание возрастных особенностей детей; понимание, что дети находятся в условиях, которые не слишком подходят для их возрастного развития; способность учителя быть чутким и не ставить успехи в изучении предметных областей на первое место. А так же, насколько учитель умеет сопереживать; насколько хорошо видит изменение психологического состояния каждого ученика на уроке и умеет поддержать словом, и не только им (погладить по голове, заглянуть в глаза, улыбнуться).
Поэтому я считаю, что не стоит забывать о педагоге, который готовит маленького ученика к 1 классу, о важной роли этого специалиста в развитии мотивации. Именно этого учителя и нужно родителям выбирать со всей серьёзностью, очень вдумчиво и тщательно. Именно он – первый.
А как считаете вы? Вопрос к коллегам и родителям.
Спасибо за внимание к моим статьям. Подписывайтесь, оставляйте комментарии, мне это очень важно.