Большинство граждан России сегодня «оборудованы» дипломом об окончании того или иного высшего учебного заведения, но умом и интеллектом похвастаться может далеко не каждый, кто таким дипломом владеет. Жители Великобритании на этот счёт имеют замечательную поговорку: «Отчего же вы так бедны, если так умны?».
Перенесённая на русскую почву, она действует ничуть не хуже и даже может быть дополнена: и отчего так озлоблены?
Сартр полагал, что умный человек не может быть злым, так как злость неизбежное следствие ограниченного ума и заведомой глупости. Чем больше живу на свете, тем более убеждаюсь в абсолютной правоте своих слов. Мало ли среди ваших знакомых за тридцать тех, кто чахнет под непосильным кредитным бременем, невзирая на дипломы о высшем образовании и прочие радости, так ценящиеся в современном русском обществе?
Советские граждане, тоскующие по своей безвозвратно ушедшей вместе с колоссом на глиняных ногах под названием СССР юности, нередко ухмыляются: вот в наши времена было подлинное образование, а сегодня речь идёт о бездарной имитации. Мол, и педагоги были не чета нынешним – образованные, исполненные ответственности, преданные своему ремеслу. А что детей поколачивали, так это только на пользу.
А нас, дескать, учили те, кто не смог ввиду отсутствия деловых качеств податься в бизнес или найти себя в научной работе с более высоким коэффициентом отдачи.
Отчасти они правы – советская программа была попроще, а материал после многократных повторений забыть было посложнее. Система малых единиц и представления от малого к большому. Всем известно, что первая четверть традиционно отдавалась на повторение пройдённого в минувшем году. К примеру, моя знакомая лет шестидесяти без труда щёлкает задачки из учебника по алгебре за десятый класс, а вот у меня не выходит. Это – следствие изменения подхода. Если в советской школе вдалбливали, то теперь – дают. Хочешь – бери. Не хочешь – существуй в режиме тихого троечника, сколько сможешь, и на госэкзаменах решай самый минимум. Никто не наругает, не пристыдит, не вывесит на позорную доску.
Выросшие в СССР убеждены, что современная система обучения представляет собой коммерческий продукт по реализации дипломов, ведь высшие учебные заведения тоже ничего насильно не вдалбливают, полагаясь на собственную мотивацию и практическое обучение. Вот только получается замкнутый круг: чтобы практиковаться, необходимо получить бумажку. Без неё – никаких практик, сиди и не чирикай.
Рэй Брэдбери утверждал, что на его образование у семьи не было денег – и вместо этого он пользовался книгами. Он считал, что посещение вузов не является непременным условием для образованности – достаточно читать больше прежнего.
Другой великий, автор нескольких редакций текста советского и российского гимна, носящий также титул автора детских книжек Сергей Михалков делился в интервью, что до жути хотел получить в подарок от родителей собачку или велик, но те упрямо указывали ему на шкаф с книгами. А он недоумевал: в чем тут интерес? Правда, времена были суровые, поэтому читал. А как не читать?
В общем, нет смысла пять лет чахнуть в пыльных стенах и выдавать на-гора сотни бессмысленных курсачей и реферативных работ. Ведь, как отмечал грек Плутарх, ум – не сосуд, нуждающийся в заполнении, а факел, требующий трута или огнива.
Многие люди, формирующие облик современности, получали знания эмпирически, то есть опытным путём. Кристиан Диор рассказывал, что мама водила его по модным показам и искреннее восхищение красотой нарядов передалось сыну от неё. А художник Пикассо, вместо того, чтобы подобно Гитлеру штурмовать художественное училище, сутками напролёт наблюдал картины великих предшественников в музейных залах Испании и Франции.
Сегодняшняя молодёжь в сравнении с ними находится в тепличных и привилегированных условиях – смартфона или компьютера с доступом в мировую паутину достаточно, чтобы получить доступ к фолиантам, скрытым в библиотеках за тысячи километров, или обозреть картины из запасников, снятые в высоком разрешении (видно всё, вплоть до оставшихся на полотнах волосков из кисти маэстро). Но кто ими пользуется? По статистике, львиную долю просмотров в сети занимает видеоконтент развлекательного свойства.
Подводя черту, вспомним высказывание Константина Симонова, утверждавшего, что образованный различается от необразованного тем, что убеждён: его обучение ещё не завершено.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ ТОП-5 стажировок 2021-го, на которые вы еще можете успеть!