Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144

46K прочитали

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней. Хуже обстояли дела с самолётами, оставшимися в ЛИИ имени Громова. На протяжении 20 лет 144-е беспощадно резали, да так, что к середине 2000-х на территории ЛИИ остались всего два борта. Один из них - СССР-77115 - спасли от порезки буквально в последний момент.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.

ТУ-144Д с номером 77115 был выпущен на Воронежском авиазаводе в 1984 году, спустя год после окончания всех работ по проекту Ту-144, став последним выпущенным самолётом этой модели. Строившийся следом борт 77116 не достроили и порезали в 90-х.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.-2

На регулярных линиях борту СССР-77115 поработать так и не удалось - пассажирские перевозки на Ту-144 были прекращены ещё в 1978 году. Поэтому в 1985 году самолёт привлекли к программе подготовки лётчиков-испытателей космического корабля "Буран". Впрочем, с будущими космонавтами самолёт пролетал недолго, за полтора года совершив 54 полёта. На этом лётная жизнь борта 77115 закончилась и в мае 1986 года он совершил свой последний полёт, налетав всего 39 часов.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.-3

В середине 1990-х годов КБ Туполева совместно с NASA начали проект по созданию сверхзвукового пассажирского самолёта второго поколения. В качестве летающей лаборатории для проведения исследований был выбран Ту-144 СССР-77114 (подробнее о этом самолёте у можно прочесть в отдельном посте). Борт 77115 же, почти 10 лет простоявший на земле, назначили самолётом-дублёром летающей лаборатории. Полёты Ту-144ЛЛ продолжались до 1999 года, резервный борт по программе так и не задействовали.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.-4

Вопрос о дальнейшей судьбе самолёта поднимался с начала 2000-х. Изначально Ту-144 СССР-77115 хотели установить как памятник в Жуковском, но годы шли, а самолёт всё так же оставался на территории ЛИИ им. Громова. В итоге в 2005 году КБ Туполева продало самолёт на металлом за 5,3 миллиона рублей. В 2006 году Ту-144 начали готовить к утилизации - рабочие даже успели снять часть титановых панелей с мотогондол.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.-5

От порезки самолёт спасло вмешательство лётчиков-испытателей из "Клуба Героев города Жуковского", предложивших выкупить самолёт. Владелец Ту-144 согласился продать его за 10 миллионов рублей. Из этой суммы 7 миллионов рублей собрал Клуб, оставшиеся средства выделило правительство Московской области. После покупки самолёта звучали предложения восстановить его до лётного состояния, но от этой идеи пришлось отказаться - цена ремонта борта СССР-77115 превышала 400 млн. рублей.

В итоге самолёту восстановили кабину пилотов и частично пассажирский салон. Вернули Ту-144 и оригинальный окрас - советскую ливрею "Аэрофлота". В таком виде борт 77115 предстал перед посетителями авиасалона МАКС-2007, это был первый показ Ту-144 широкой публике со времён "МосАэроШоу" в 1992 году. С этого момента борт 77115 стал регулярным участников статической экспозиции авиасалона МАКС.

После закрытия программы пассажирского сверхзвука в СССР самолёты Ту-144 ждала разная судьба. Больше всего повезло тем бортам, что оказались в музеях: все они сохранились и до наших дней.-7

Сейчас это один из двух Ту-144Д сохранившихся в России. Второй - уже упоминавшийся борт 77114 - также находится в Жуковском и установлен неподалёку от въезда на территорию ЛИИ им. Громова.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.

Материалы по теме:

Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

52 года на дне моря: история B-24 Hadley's Harem

Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов